1 просмотров

Можно ли выбрасывать шины на помойку

У меня старые шины и аккумулятор: что с ними делать?

Как делать точно не надо

Для начала запомните: мусорный бак у дома или ближайшая свалка – неподходящее место для отслуживших свой срок аккумуляторных батарей или старых покрышек. Эти предметы российским ГОСТом отнесены к опасному мусору, причём не просто так. В составе АКБ – серная кислота, щёлочь и ряд тяжёлых металлов, вроде свинца и никеля. А шины, разлагаясь, выделяют в воздух и в землю массу токсичных нефтепродуктов. Наконец, свалка покрышек, будучи подожжённой, – это источник вредной сажи и канцерогенов, распространяющий яд на сотни метров вокруг. Экологическое бедствие, пусть и в мини-формате.

Статья в тему:  Чем накачивают шины самолета

Поэтому единственно правильный вариант избавиться от старых деталей – утилизация. Об этом говорят во всём мире, это делают даже в нашей стране (и, скорее всего, даже в вашем городе!) и этим способом достаточно легко воспользоваться!

Как избавиться от старого аккумулятора по закону

Утилизацией шин и аккумуляторов занимаются специализированные предприятия, перерабатывающие их во вторичное сырьё и готовую продукцию или в безопасный мусор. Всё, что требуется от вас, – сдать их на переработку через сеть пунктов приёма.

В Москве, Петербурге и крупных городах РФ количество таких пунктов исчисляется десятками, и почти везде за старый аккумулятор вы получите деньги!

Наименее затратный вариант – официальный сайт программы утилизации (oskab.ru), принимающей аккумуляторы для дальнейшей переработки. В этом случае вы:

экономите время на поиске;

находите адрес/представительство в своём городе/районe;

через встроенный калькулятор узнаёте цену на приём АКБ.

В ОСКАБ аккумулятор легкового автомобиля оценивают в сумму от 200 до 700 р. Разброс цен зависит от фактической ёмкости аккумулятора – при приёме сотрудник сделает замеры.

Помимо крупных официальных компаний существует целый ряд мелких и мобильных пунктов приёма, готовых заплатить за старую батарею. В таких случаях (если компания честная) ваша АКБ тоже отправляется на переработку. А если не очень честная, то батарея может быть восстановлена и перепродана, но это уже забота правоохранительных органов.

Статья в тему:  Какая страна производит шины мишлен

Если не гнаться за выгодой, то вариантов ещё больше. К примеру, на портале recyclemap.ru есть классификатор категорий мусора, который выдаст по вашему запросу наиболее удобный пункт сбора.

С шинами всё так же?

Избавиться от старых шин чуть сложнее. В крупных городах существуют предприятия по утилизации, которые занимаются тем, что дробят покрышки в резиновую крошку. Там изношенные шины принимают охотно и бесплатно. Например, в подмосковной «ЭкоРезине».

Но чаще встречаются компании и центры по утилизации, которые требуют деньги за то, чтобы забрать ненужные вам шины. Сумма, как правило, небольшая – около 100–200 рублей за покрышку, в зависимости от её размера, состояния и типа (сдать «шиповку», например, дороже из-за шипов: их приходится извлекать перед переработкой, зачастую вручную).

Поэтому заработать на утилизации старых покрышек, скорее всего, не удастся. Зато, не выбрасывая их в мусорку, вы поступаете правильно и по закону.

По какому такому закону?

И штрафы не назвать маленькими:

1000–2000 рублей – для граждан;

10 00030 000 рублей – для должностных лиц;

30 00050 000 рублей (с приостановлением деятельности) – для предпринимателей без юр. лица;

100 000250 000 рублей (с приостановлением деятельности) – для юр. лиц.

Проще говоря, выбросил старый аккумулятор в бак или кювет – должен ответить по закону.

Статья в тему:  За сколько продать бу шины

А если никто не увидит?

Может быть, никто действительно не увидит – но вот вам несколько занимательных фактов.

– На долю батарей (и батареек) сегодня приходится лишь четверть процента всех бытовых отходов, однако по их вине на свалках формируется до 50 процентов токсичных металлов.

– Шины разлагаются в среднем 120–150 лет, при этом нанося вред почве и грунтовым водам. А представьте себе гору из таких покрышек!

Хм, быть может, и моторное масло можно утилизировать?

Отработанное моторное или трансмиссионное масло (или любую другую смазку) в Москве принимают по 5–10 рублей за литр. Так что автосервис или станция ремонта, работающая с заменой жидкостей, не сливает старое масло под забором за боксами, а сдаёт его на переработку.

Но если вы любите обслуживать машину самостоятельно, то сдать 4–5 литров «жижи» у вас, скорее всего, не выйдет: минимальный объём, принимаемый на утилизацию, обычно ограничен 400–500 литрами. И всё же не выбрасывайте канистру со старым маслом, а завезите её на ближайший сервис! Там его с удовольствием заберут, а вы сможете гордиться своим поступком и рассказывать внукам, как спасли нашу планету от загрязнения.

Можно ли выбрасывать старые шины на помойку?

Водители обычно эксплуатируют старые шины до последнего и покупают новые в межсезонье перед плановой сменой резины. Они ездят на изношенных покрышках до наступления снегопадов, а затем, поменяв их на новые зимние колеса, ищут способы утилизации. Самый популярный — это сбросить старые шины в придорожную канаву или оставить в лесу. Таких стихийных свалок на съездах междугородних трасс предостаточно.

Статья в тему:  Stranded deep как взять шины

Еще один способ утилизации — отнести четыре покрышки в пункт приема твердых отходов, то есть попросту выбросить в мусорный контейнер. И иногда еще колеса оставляют в магазине, где были приобретены новые покрышки. Но эта услуга платная и не всегда пользуется популярностью.

4 класс опасности

Согласно ГОСТу 12.1.007-76 под названием «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», отработавшие свой срок службы автомобильные шины относятся к веществам четвертого класса опасности. А это значит, что в результате их неправильного хранения и переработки может пострадать окружающая природная среда. После воздействия на природу веществ 4 класса опасности восстановление нарушенного экобаланса происходит в течение минимум трех лет. Вредные вещества попадают в грунтовые воды и загрязняют почву в радиусе более 50 метров от места складирования.

Именно поэтому из старых покрышек нельзя мастерить ограждения на дачах и использовать в качестве клумб. Необходимо изолировать их от контакта с открытой почвой.

Законодательный запрет

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», применительно к веществам 4 класса опасности запрещается:

  • сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

Другими словами, сброс старых покрышек в лесу, в водоотводных дренажных канавах или на стихийных свалках запрещен, потому как опасен в первую очередь для людей, живущих поблизости. За такие деяния положены штрафы. Кроме того, запрещено сжигать старые колеса из-за образующегося едкого черного дыма.

Штрафы и арест

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), за незаконное сжигание и захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф:

  • для физических лиц штраф составляет от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50000 рублей;
  • для юридических лиц — от 10000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если в результате сжигания покрышек на стихийных свалках пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, то для виновников бедствия наступает уголовная ответственность. Статья 250 УК РФ гласит, что «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев».

5 вариантов, куда деть старые шины и не попасть на штраф

Ежегодно в России скапливается порядка 800 тысяч тонн использованных шин. Но пока только малый процент обретает вторую жизнь. Вот, например, в этом году стараниями «ЭкоШинСоюза» было отправлено на переработку 70 тысяч тонн. И для России это большое достижение, поскольку до 2017 года эта категория отходов почти никак не учитывалась и практически не сортировалась. Сейчас же в старые шины, так же как и в стекло, пластик, бумагу, пытаются вдохнуть новую жизнь. Мы предлагаем вам 5 вариантов экологичного подхода к отработавшим свое покрышкам.

1. Сдать резину в шиномонтаж

Минус: могут не взять, поскольку не имеют точек сбыта.

Плюс: если возьмут — это почти гарантия того, что отправят на переработку. Кстати, появилась инициатива размещать узнаваемые баннеры у тех шиномонтажей, которые работают напрямую с фирмами, утилизирующими этот вид мусора. Надпись на нем будет примерно следующего содержания: «Сдаем куда надо».

2. Бросить в специальный контейнер

Минус: их всего 350 по стране.

Плюс: в крупных городах они есть — их геолокацию уже нанесли на специальную карту, и скоро она будет в свободном интернет-доступе.

3. Продать

Минус: замучаетесь искать покупателя.

Плюс: есть шанс его все же найти и заработать.

4. Сделать клумбу

Минус: не очень эстетично.

5. Устроить из покрышек своеобразный шлагбаум, к примеру на дачном участке

Минус, плюс: смотри пункт 4.

Кстати, в сфере обращения с данным видом отходов грядут серьезные перемены, причем на законодательном уровне. Минприроды намерено ввести мораторий на самостоятельную реализацию РОП (расширенной ответственности производителя). То есть вопрос сбора, утилизации и переработки шин уже не будет в ведении производителей и импортеров шин, которые на сегодняшний день используют свои механизмы сбора. Законодатели хотят отдать все на откуп единому монополисту. Экосбор соответственно увеличится. Производители и импортеры начнут платить за утилизацию в 8 раз больше, чем платят сейчас. Их это, разумеется, не радует. Кстати, на сегодняшний день каждый производитель шин тратит в России на их утилизацию примерно 200 миллионов рублей в год.

Уточним и напомним: принцип РОП законодательно введен в России 1 января 2015 года и предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизируют произведенную продукцию, которая утратила потребительские свойства. Цель РОП понятна. Это снижение объема отходов и обеспечение максимальной вторичной переработки. Для выполнения этих требований в 2017 году как раз и была создана некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз».

Что создают в России из старых шин?

  1. Термоэластопласты. Полимерные материалы с высокоэластичными свойствами.
  2. Резиновую крошку, которую можно сделать элементом дорожных покрытий.
  3. Аналоги каучука.
  4. Альтернативные источники энергии.

Имейте ввиду

  • для физических лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выявление и пресечением таких правонарушений занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Если в результате сжигания покрышек был причинен вред здоровью человека, то к нарушителю применяется уголовная ответственность.

Интересная статистика

  1. С 2017 по 2019 год в стране было утилизировано 130 тысяч тонн отработанных шин.
  2. В России ежегодно образуется порядка 800 тысяч тонн отработанных шин.
  3. В результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено около 350 спецконтейнеров в России для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров.
  4. «ЭкоШинСоюз» сейчас работает с девятнадцатью утилизаторами (переработчиками).
  5. На то, чтобы полностью избавить страну от старых покрышек, может уйти не менее 20 лет.
  • А что, если оставить всесезонку за зиму?
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: