0 просмотров

Сколько на зимней резине шипов

Сколько шипов на зимней резине?

Шипованная шина – это зимняя резина, оснащенная металлическими вставками (шипами). Они обеспечивают сцепление резины со льдом или заснеженной дорогой. Автомобильные шипы имеют два составляющих:

  • Стержень вкрапления, отвечающий за надежное крепление металлической вставки с автомобильной покрышкой. Чем больше зазубрин имеет стержень, тем меньше риск вылета из колеса.
  • Сердцевина вставки, которая состоит из сплава наиболее прочных металлов для обеспечения качественного сцепления автопокрышки с дорожным полотном. Сердцевина, как основная часть вкрапления, выпирающая из резины, является основной ее частью, т.к. она цепляется за лед или укатанный снег.

Нормы количества шипов в автомобильном колесе

Количество шипов до 2013 года определялось следующим образом:

  • Для шин диаметром R13 и R14 – до 90 металлических вставок на одно колесо.
  • Для шин диаметром R15 – до 110 шипов на автопокрышку.
  • А колеса с диаметром R16 могли иметь до 130 вставок.

Скандинавскими странами в 2013-м году были внесены изменения в этих значениях. Разрешенный объем шипов на одну автопокрышку было изменено в связи с необходимостью сократить негативное влияние металлических вкраплений на качество дорожного полотна. Второй причиной корректировок стал вред, нанесенный здоровью граждан, из-за пыли, летящей от мест разрушения дороги. Редакция касалась следующих моментов:

  1. Сокращение объема металлических вставок на автопокрышке до 50 шт на один погонный метр.
  2. Разрешение теста, доказывающий, что плотность металлических вставок, выше предыдущей рекомендации, не наносит вред дорожному покрытию.

Разновидности шипованных колес

Учитывая перечисленные указания, выделены следующие типы шин в зависимости от количества установленных шипов:

  • Автопокрышки, обладающие стальными вставки величиной до 50 шт на погонный метр.
  • Шины, сохранившие прежнее количество металлических вставок, а именно около 130 шт на одно колесо.
  • Резина, имеющая значительное количество шипов, т.е. от 170 шт до 190 шт на автопокрышку.

На что же влияет количество вставок в резине?

Основная точка воздействия шипов – сцепление автомобильной покрышки с дорогой. Согласно различным тестам выявлен предсказуемый вывод: чем больше металлических вставок на колесах автомобиля, тем меньше его тормозной путь. Однако в настоящее время этот параметр достигается производителями и с количеством шипов в 96шт. Каким образом? Автомобильную покрышку оснащают другими факторами, влияющими на сцепление: качественный состав резины, уникальная установка шипа или другой рисунок ламелей.

Сколько шипов должно оставаться в шиповке, чтобы на ней безопасно ездить?

Шипы в зимних колесах значительно улучшают поведение автомобиля на обледенелой дороге. В пятне контакта всегда работают 8-9 металлических зубьев, которые вгрызаются в лед и препятствуют скольжению. На твердом покрытии шипы могут прятаться в свои гнезда, предоставляя возможность резиновому протектору с ломелями обеспечивать сцепление. Мелкая нарезка ломелей обволакивает поверхность дороги и словно присасывается к ней. В этом случае шипы перестают работать, и сцепные свойства колеса определяются характеристиками протектора и состава резиновой смеси.

Сколько должно быть шипов?

В отечественных законодательных актах нет четкого указания насчет того, сколько шипов должна иметь покрышка. Правила дорожного движения тоже не содержат никаких требований к количеству шипов. Лишь в некоторых европейских странах утверждены предписания о том, что шиповки не могут содержать более 50 шипов на погонный метр шины во избежание высокого износа поверхностного слоя асфальтовых дорог. Это примерно 100 шипов на одном колесе размерности R16. Между тем в России таких строгих ограничений нет, и к нам могут поставляться шины для обледенелых дорог, имеющие 120, 180 и даже 190 шипов.

Нижний предел шипования в нормативных актах тоже не указан. Лишь в перечне неисправностей и в техническом регламенте Таможенного союза указывается требование к высоте протектора зимней шины. Она должна быть не менее 4 мм. Однако нормативы для шиповок есть у производителей, и, руководствуясь ими, можно оценить способность колеса обеспечивать заявленные характеристики движения.

Сколько шипов теряет колесо?

Обычно в первый год эксплуатации новая покрышка теряет не более 5% металлических зубьев. А это значит, что ослабление сцепления с ледяной дорогой будет наблюдаться в ничтожно малые промежутки времени. На характеристики движения это не влияет.

Во второй сезон эксплуатации частые поездки по асфальту в оттепели приводят к выпадению еще такого же количества шипов, а именно 5-10 штук. Колесо лишается уже 10% зубьев, отчего потери сцепления в пятне контакта будут наблюдаться чаще. Однако 90% шипов вполне достаточно, чтобы обеспечивать заявленные производителем характеристики.

После третьего сезона в шине не хватает примерно 20% зубьев, а после четвертого года — уже 30-40%. Четвертый год эксплуатации шиповок считается критическим. Резиновая смесь под воздействием дорожных химикатов и из-за солнечной радиации теряет эластичность, и шипы стремительно выпадают. Автомобиль уже хуже держит дорогу, так как в пятне контакта почти всегда не хватает пары зубьев. Хотя в повседневной эксплуатации изменения поведения машины практически незаметны и могут регистрироваться приборами только на специализированных площадках.

Высокий износ

После пятого года эксплуатации покрышка может лишиться более 50% своих шипов. Такое колесо в пятне контакта имеет постоянный дефицит зубьев. Вместо 8-9 штук работают только 4-5 шипов, отчего сцепные свойства заметно снижаются. Растет тормозной путь, это приходится принимать во внимание водителям и не лихачить, как прежде. Однако ездить на такой покрышке можно.

После шестого года эксплуатации хорошая импортная шипованная шина может лишиться 60-70% металлических зубьев, из-за чего наблюдаются заметные провалы в ее характеристиках. Если раньше она хорошо цеплялась за лед, то теперь делает это с ленцой, допуская большие проскальзывания во время торможения. Хотя ничего критичного нет. По своим характеристикам шиповки приближаются к обычным липучкам и вполне могут эксплуатироваться зимой, правда, и не так активно, как раньше.

Производители определяют срок службы любого колеса в 7 сезонов. Поэтому после седьмой зимы, когда на шиповке остается примерно 30-40% шипов, необходимо обязательно менять ее на новую. К тому времени протектор истирается до 4 мм, и эксплуатировать такое колесо уже запрещено ПДД.

Сколько должно быть шипов в резине?

Отъездив три-четыре сезона на зимней шипованной резине, возникает потребность в замене этих покрышек в связи с их естественным износом. Однако, попадая в шинный центр, можно обнаружить, что шипов в абсолютно новых покрышках стало меньше. С чем это связано и как меньшее количество шипов влияет на эксплуатационные свойства колес?

Игра по новым правилам

Относительно недавно, а именно с 07.2013 года в силу вступили новые правила в отношении шинных производителей. Согласно новым порядкам на один погонный метр резины не должно приходиться более 50 шипов, причем от ширины шины показатель не зависит. Это значит, что к примеру наиболее популярная зимняя покрышка 16-го радиуса будет иметь 96 шипов, хотя до этого момента их могло быть 130… При этом, вылет шипов над протектором по-прежнему составляет 1,2 миллиметра.

Вряд ли новые стандарты положительно повлияют на сцепные качества покрышек. Но перед инициаторами ограничений не стояла задача вывести этот параметр на новые уровень. Основной акцент использования зимней резины с меньшим количеством шипов сделан на то, чтобы сохранить хорошее состояние асфальтовых дорог.

Правда, не все шины выпускаются с ограниченным числом шипов. Существует вариант и со 190 шипами (16-й радиус). Стоит отметить, что сами шипы в данном случае меньше по размерам, а значит толку от такой конфигурации будет все равно немного.

Сравнительные испытания

Методика

И все же, шины с каким количеством шипов наиболее предпочтительны? Чтобы это понять, нужно посмотреть на результаты тестов. Испытания проводила группа экспертов по методике, разработанной скандинавским институтом.

Суть теста заключается в проезде автомобилем по особой плитке из гранита: двести заездов в одном направлении, двести − в другом, противоположном. Сперва проезжает автомобиль с разрешенным количеством шипов (96), и только потом − испытуемые (130, 190). После одного заезда, состоящего из совокупности проездов в двух направлениях, плитка взвешивается.

В случае, если заезды на испытуемых покрышках не смогли уменьшить массу плитки больше, чем на разрешенных шинах, то тогда покрышки с большим количеством шипов разрешаются к серийному производству. Ниже приведены результаты испытаний колес 16-го радиуса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: