Шины шина что такое
Содержание
Чем шина отличается от покрышки?
Несмотря на устоявшиеся стереотипы, шины и покрышки — это не одно и тоже. Эти термины обозначают разные конструктивные элементы автомобильного колеса. Что же будет, если перепутать и вместо шины натянуть на диск покрышку?
Еще на заре автомобилестроения пневматические шины изготавливались из нескольких составляющих. Давление воздуха держала резиновая камера, а сверху нее надевалась прочная покрышка из жесткой резины. Позднее на ней появились крошечные грунтозацепы.
Колесо в калошах
В 1910 году американская фирма B. F. Goodrich Company для увеличения прочности стала добавлять в каучуковую смесь высокодисперсный аморфный углерод или попросту сажу. Резина меньше истиралась, но эластичность колеса тут же снизилась. Поэтому инженеры решили делать протектор и покрышку отдельными элементами.
Съемный протектор для некоторых разновидностей шин применялся вплоть до шестидесятых годов. Подобные составные колеса в шестидесятые годы изготавливал Ярославский шинный завод для грузовиков ГАЗ. Однако с ростом скорости и нагрузки подобная конструкция оказалась неэффективной.
Для избежания проскальзывания съемного протектора и его срыва стали делать монолитную покрышку. Протектор наваривался сверху, как и другие слои резины. Рудиментом этих технологических процессов сейчас является так называемая вулканизация, при которой старые грузовые шины получают новый протектор.
Совместный труд
Рост скоростей потребовал новой конструкции колеса. Шины пришлось делать бескамерными, так как они лучше выдерживали многочасовые заезды по автострадам со скоростями свыше 120 км/ч. Они не боялись резких торможений и боковых перегрузок во время прохождения поворотов. С появлением бескамерных шин покрышка стала объединять все составляющие резинового колеса.
Современная шина состоит из нескольких основных частей: из каркаса (корда), протектора, а также боковин и бортов, а роль камеры играет внутренний герметизирующий слой. Именно он слезает и крошится, если проехать на спущенных колесах несколько метров. Без этой прослойки колесо понемногу стравливает воздух.
Основание бортовой зоны бескамерной шины плотно прилегает к диску и обеспечивает ее герметичность. Поэтому диск для бескамерной шины отличается от обычного наличием уплотняющих буртиков на ободе. С нарастанием давления воздуха резина сильнее примыкает к ним и плотно обжимает отшлифованную поверхность. Кроме того, перед установкой буртики смазывают герметиком.
Чтобы протектор шины хорошо держался за асфальт, он должен быть гибким, а вот его основание совсем наоборот. Поэтому сама шина пронизана кордами из разных материалов. В каркасе используют металлическую проволоку, текстильные и даже углеродистые нити. Они препятствуют растяжению материала.
В самых распространенных радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом по отношению к бортам. Это позволяет лучше сбалансировать колесо. Но шины нужно защищать от порезов и проколов.
Боковая часть шины имеет выпуклые фрагменты, которые тоже защищают покрышку и диск от притираний к бордюрам.
В некоторых моделях колес боковины имеют свои жесткие включения и даже держат нагрузку. На таких покрышках в спущенном виде можно проехать до 80 км. В целом понятие «покрышка» в обиходе стало обозначать шину.
В общем, для подавляющего большинства легковых автомобилей используются бескамерные шины. Но и сейчас можно встретить специальные покрышки, которые эксплуатируются вместе с внутренними камерами. Они устанавливаются на старую историческую технику, на тракторные телеги и даже на велосипеды. Для автомобильных покрышек нужны не только внутренние камеры, но и специальные диски. Категорически нельзя их использовать без камер вместо современных шин. Иначе покрышки не смогут держать давление воздуха.
Значение слова «шина»
ШИ́НА, -ы, ж.
1. Металлический обруч, которым обтянут обод колеса, для придания колесу жесткости, а также для уменьшения износа обода. Я принужден был остановиться у кузницы близ самой заставы по случаю лопнувшей шины на переднем колесе моего тарантаса. Достоевский, Село Степанчиково. Бойцы натягивали на орудийные колеса расшатавшиеся железные шины. Н. Никитин, Это было в Коканде.
2. Резиновый обруч, а также оболочка из прорезиненной ткани (покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом (укрепляется на ободе колеса с целью увеличения амортизации и улучшения движения). Автомобильная шина. Велосипедная шина. □ Это была великолепная детская колясочка, на рессорах, на резиновых шинах и с раздвижным верхом. Мамин-Сибиряк, Любовь.
3. Мед. Приспособление, служащее для наложения повязок, обеспечивающих неподвижность больной или поврежденной части тела (чаще конечностей). Ему все казалось, что шины наложены не так, что они слишком зажаты и что от этого кости срастутся неправильно и их придется ломать. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ШИ’НА, ы, ж. [нем. Schiene]. 1. Железная или резиновая оболочка, обруч, к-рым обтянут обод колеса. Коляска на резиновых шинах. Велосипедные и автомобильные резиновые шины. Натягивать железные шины. Дутые шины. 2. Пластинка, дощечка, вкладываемая в повязку для придания неподвижности забинтованной части тела, напр. при переломах, на сгибах (мед.). 3. Ненагревающийся электрический провод для сильных токов (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ши́на
1. резиновый или металлический обруч, оболочка на ободе колеса ◆ Проколоть шину. ◆ Не так бросается в глаза различие в размерах шин: Arnage оснащён чуть более широкими и низкопрофильными Michelin (255/55 R17 против Avon 235/65 R16 на «Роллсе»). Валерий Чусов, «Владеть или управлять?», 2002 г. // «Автопилот» (цитата из НКРЯ) ◆ Мы шли по тракторным следам, как по следам какого-то доисторического зверя, но тракторная дорога кончилась, и по старой пешеходной тропинке, чуть заметной, мы дошли до маленького сруба с двумя прорезанными окнами и дверью, висящей на одной петле из куска автомобильной шины, укреплённого гвоздями. В. Т. Шаламов, «Колымские рассказы», 1954–1961 г. (цитата из НКРЯ)
2. мед. приспособление для фиксации конечностей при переломах ◆ Про помощь при переломах написано достаточно, и все это чистая правда — про то, что шина накладывается так, чтобы захватить 2 соседних сустава, что если шины нет, то можно прибинтовать больную конечность к здоровой. «Помоги себе сам», 2004 г. // «Хулиган» (цитата из НКРЯ)
3. техн. медный, алюминиевый, значительно реже стальной неизолированный проводник, используемый в качестве сильноточного токопровода (напр., в распределительных устройствах).
4. комп. совокупность проводников для параллельной передачи данных ◆ Известно, что узким местом современных двухпроцессорных компьютеров на базе Xeon является общая системная шина, которая до сих пор имела тактовую частоту не более 533 МГц, а не 800 МГц, как у Pentium 4. Михаил Кузьминский, «Новое поколение системной логики», 2004 г. // «Computerworld» (цитата из НКРЯ)
5. комп. топология компьютерной сети, в которой все компьютеры соединяются последовательно
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- бескамерная шина
- диагональная шина
- зимняя дорожная шина, зимняя шина
- камерная шина
- летняя шина
- накладывать шину
- пневматическая шина
- размер шины
- радиальная шина
- сдвоенная шина
- токопроводящая шина
- шина адреса
- шина данных
Ши́на
1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Шина.
Что такое ШИНА
Да, да именно ШИНА. Не резина, не покрышка, не колесо, а именно шина.
Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов колеса, представляющая собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод гусеницы (из «Википедия»). Причем тут гусеница? Сам в недоумении…
Для начала попробуем немного разобраться в терминологии (согласно ГОСТ 22374-77 «Шины пневматические конструкция термины и определения»).
Пневматическая шина – упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением.
Колесо – вращающийся элемент автомобиля, передающий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей.
Обод – часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Диск колеса – часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Таким образом, шина устанавливается на колесо, состоящее из обода и диска.
Современная шина – продукт высокой инженерной мысли и технологически сложного оборудования. Поэтому не стоит удивляться ее цене, сопоставимой с ценой сложных узлов и агрегатов вашего автомобиля. Диапазон же цен в рынке на шины одного типоразмера может быть довольно широк, но зачастую эта разница подразумевает под собой уровень технологичности производства, качества материалов, совершенства инженерной разработки.
Из чего же состоит шина – на первый взгляд простой автокомпонент?
Протектор – наружная резиновая часть пневматической шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений.
Плечевая зона протектора – часть протектора шины, расположенная между беговой дорожкой и боковиной.
Беговая дорожка протектора – поверхность протектора шины, контактирующая с дорогой.
Каркас – силовая часть пневматической шины, состоящая из одного или нескольких слоев обрезиненного металлического либо текстильного корда, закрепленных на бортовых кольцах.
Брекер – часть пневматической шины, состоящая из слоев металлического обрезиненного корда и расположенная между протектором и каркасом.
Боковая стенка – часть пневматической шины, расположенная между плечевой зоной протектора и бортом.
Боковина – слой покровной резины, расположенный на наружной части боковой стенки пневматической шины.
Борт – жесткая часть пневматической шины, обеспечивающее ее крепление на ободе колеса.
Бортовое кольцо – проволочное кольцо, являющееся жесткой основой борта пневматической шины.
Герметизирующий слой – слой газонепроницаемой резины, расположенный на внутренней поверхности каркаса бескамерной шины.
Ездовая камера – герметичная торообразная эластичная трубка пневматической камерной шины, заполняемая газом или воздухом.
Для ознакомления, пожалуй, достаточно, доступно и информативно.
Классификация, конструктивные особенности, решение проблемы выбора шин, правила эксплуатации, виды дефектов и предотвращение их образования, и многое-многое другое будет изложено в последующих статьях.