1 просмотров

Почему в метро пахнет резиной

Запах метро: откуда он берется и почему такой специфический

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Большинство людей бывали в метро, причем в разных городах, и отлично знают, что аромат здесь стоит необычный и перепутать его с чем-то практически невозможно. Многим он даже нравится. Но почему в метро он именно такой, как и то, почему в разных городах он отличается (а бывает, что и на разных станциях у него свои оттенки), никто не знает. Точнее не догадывается об этом большая часть граждан.

1. Что за запах и почему он здесь возникает

Укладка железнодорожных путей может осуществляться по разным технологиям. У нас же, как правило, за многие десятилетия принцип не изменился. Как и в самом начале развития железной дороги, используются шпалы из древесины. Учитывая активное применение древесины и высокий процент влажности в подземных тоннелях, увеличивается риск разрушения дерева в виде гниения, сопровождающегося своеобразным запахом.

Но так как укладка шпал – дело ответственное, а сами эти элементы монтируются не на один год, то и требования к их срокам эксплуатации высокие. Чтобы уберечь древесину от разрушения, шпалы проходят предварительную обработку специальным веществом. В роли эффективной пропитки, обеспечивающей качественную профилактику, выступает креозот.

Вещество представляет собой маслянистую жидкость, не имеющую цвета, быстро воспламеняющуюся и очень плохо растворимую в обычной воде, но с насыщенным запахом. Сырьем для ее изготовления является деготь – каменноугольный или древесный. Впервые в 1830 году получил креозот Карл фон Рейхенбах в процессе дистилляции букового дегтя.

Именно это вещество и используется в качестве профилактической пропитки для шпал в течение уже долгого промежутка времени. Оно позволяет уберечь древесину от поражения насекомыми и гнилостных процессов. Наносится креозот на изделия на заводе, во время производства деталей, единоразово. Постепенно, благодаря воздушным потокам устойчивый запах разносится по всей территории метро.

Креозот, как показывают результаты ряда исследований, может относиться к канцерогенам, но прямых доказательств этому утверждению на текущий момент нет. Тем не менее, это повлияло на решение стран Евросоюза. В них, начиная с 2003 г., нелицензированное применение данного вещества запрещено.

2. Почему в метро разных городов запах отличается

Побывав в метро в нескольких городах, например, в Москве, Питере и Нижнем Новгороде, можно сделать вывод, что запах, который там царит, не одинаков. В большинстве случаев в Нижегородском метрополитене можно почувствовать аромат, сходный с тем, который есть в заброшенных и очень старых домах или на чердаках. Он достаточно приятный, хоть и отдает слегка плесенью.

Специалисты утверждают, что это связано с близким расположением воды. Специфический запах появляется в связи с наличием сырости и, естественно, плесени. Очень похожий аромат можно услышать и в Питерском метрополитене, правда, только на отдельных станциях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Почему в метро так специфически пахнет и в чем опасность источника этого запаха

Есть запахи, которые стойко ассоциируются у нас с тем или иным явлением или местом. Одним из наиболее узнаваемых «ароматов» можно считать тот, что витает на станциях метрополитена. Его ни с чем не спутаешь и есть люди, которым он даже нравится. Так чем же пахнет на наших станциях метро?

В современном мире существует несколько технологий укладки железнодорожных путей. Несмотря на множество инноваций, у нас в стране по-прежнему используют шпалы. Эти элементы путей могут быть бетонными и даже полимерными, но наиболее распространены шпалы из древесины.

Известно, что у дерева два основных врага – влажность и биологические факторы, точнее, грибки, бактерии и насекомые. В подземных тоннелях достаточно сыро, поэтому срок службы деревянных изделий невелик. Для защиты деревянных шпал от влаги, микроорганизмов и вредителей их пропитывают особым химическим составом – креозотом.

Это бесцветная или желтоватая маслянистая жидкость, горючая и токсичная. Креозот почти не растворяется в воде и обладает тем самым резким характерным запахом. Изготавливают его из каменноугольного или древесного дегтя, используя процесс дистилляции. Впервые вещество получил в 1830 году немецкий химик и промышленник Карл фон Рейхенбах. Кстати, он же впервые получил и парафин, который сегодня используют в самых разных областях человеческой деятельности.

Уже более ста лет креозот используют для пропитки деревянных шпал. Обрабатывают детали этой жидкостью на заводе, в процессе изготовления. Вещество имеет свойство длительное время сохранять сильный запах, который ощущается за десятки метров от стальных магистралей, как подземных, так и обычных, железнодорожных.

Периодическая замена изношенных шпал на новые, со свежей пропиткой, делает запах креозота неистребимым. Для пассажиров и обслуживающего персонала метрополитена это «амбре» не представляет опасности. А вот работники шпалопропиточных цехов вынуждены использовать эффективные средства индивидуальной защиты.

Попадание жидкого креозота, в состав которого входят токсичные фенолы, на кожу и особенно на слизистые оболочки, чреваты сильными ожогами и даже появлением онкологических заболеваний. Опасны и испарения креозота в замкнутом пространстве. Из-за этого пропитанные шпалы категорически запрещено использовать в качестве строительного материала, хотя этим моментом часто пренебрегают.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

4 причины, почему тебе нравится запах бензина и метро

Кто бы мог подумать, что человек будет испытывать приятные эмоции от совершенно отвратительных запахов. Понятно, когда с кухни доносится аромат жареной картошки с мясом, — но бензин и солярка? Конечно, существует множество вещей, которые источают зловоние, а на деле оказываются пищей богов (и нет, мы сейчас не про сюрстрёмминг). Например, тропический фрукт дуриан. Смельчаки, которые смогли побороть тошноту, которую вызывает его запах, отмечают, что у этого фрукта очень сладкий вкус, чем-то напоминающий ванильное мороженое. Но отчего некоторые люди (и, возможно, ты сам) кайфуют от выхлопов мимо проезжающих автомобилей? На это есть несколько причин.

1. Действительно приятный запах

Твоей маленькой слабости есть вполне научное объяснение. Почти 200 лет назад английский физик и химик Майкл Фарадей случайно открыл бензол. В XIX веке в Лондоне для освещения улиц в ночное время использовали светильный газ. Его получали путем перегонки каменного угля. Когда этот газ горел, он выделял жидкость с очень необычным приятным запахом. Это и был тот самый бензол. А он, в свою очередь, входит в состав бензина и других продуктов нефтехимии.

Однако даже строгий запрет на духи с бензолом не остановил парфюмерных маньяков. Они стали искать способы воспроизвести этот запах без вреда для здоровья. И нашли. Уже в XVII веке человечество открыло смолу дерева с острова Ява, что в Юго-Восточной Азии. Эта смола пахла точь-в-точь как бензол и называлась «бензоин». Кстати, вещество и сейчас используется в парфюмерии и даже есть в составе твоих любимых одеколонов.

2. Приятные воспоминания

Помнишь свою первую поездку в автобусе или метро? Надо было залезть в этот странный агрегат на колесах, дождаться, пока водитель заведет мотор и проверит на панели мигающие кнопки. Если это не полет в космос, то точно целое событие для маленького человека. А если поездка длилась больше часа, (например, в деревню к деду или на старом уазике с отцом на рыбалку), то она была круче любых аттракционов.

Всё время в поездке тебя сопровождал запах бензина. Да, возможно, он был одним из самых мерзких и удушающих запахов твоего детства, но чёрт возьми, какая была разница, когда эта машина открывала перед тобой мир!

Или когда отец впервые пустил тебя на водительское сиденье и дал порулить по бездорожью где-нибудь в лесу или в поле. Совсем недавно ты устраивал гонки на ковре, а теперь тебе доверили настоящую тачку. И даже разрешили поковыряться в её двигателе и посмотреть, как там всё устроено.

Возможно, поэтому запах бензина и машинного масла вызывает у тебя в груди те же радостные чувства, как когда-то в детстве.

3. Защитная реакция на стресс

Всё, что заставляет тебя перемещаться в пространстве не своими ногами, становится потенциально опасным для твоей жизни. Постоянная вибрация и шум вызывают перегрузки нервной системы. Особенно в метро, когда звуки приближающегося поезда отражаются от стен и усиливаются в несколько раз. Тело начинает бороться со своим же собственным адреналином и пытается найти хоть какой-нибудь предмет извне, который сможет успокоить разбушевавшийся организм.

В этой ситуации на помощь приходит запах креозота. Довольно странное решение с учётом того, что это вещество так же опасно для человека, как и бензол. Его запах такой же притягательный и сладковато-горький. Улавливая его, нервная система отвлекает твою голову от неприятных звуков и ярких вспышек света. Раньше креозотом пропитывали деревянные шпалы, защищая их от гниения. Но сейчас из-за повышенной токсичности этого вещества их заменяют на железобетонные. Но некоторые умельцы до сих пор используют списанные шпалы для постройки домов.

Но не стоит переживать, что спуск в метро грозит отравлением. Несмотря на то, что запах креозота стойко въелся в стены подземки, в строительстве он использовался в небольших концентрациях. Поэтому сейчас он не сможет нанести вред твоему здоровью.

4. Недостаток железа в организме

Если ты всегда был равнодушен к запахам нефтехимии, но вдруг стал буквально искать пары выхлопных газов и бензина — стоит обратиться к врачу. Странное влечение к этим запахам может оказаться одним из симптомов опасного заболевания. Анемия — болезнь, которая мешает крови усваивать кислород и переносить его по организму. Железодефицитная анемия — самая распространённая форма этой болезни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: