Почему подгонку шины проводят на здоровой конечности
Содержание
- 1 Почему подгонку шины проводят на здоровой конечности
- 1.1 Как накладывать шину при переломах конечностей
- 1.2 Как накладывать шину при переломах конечностей
- 1.3 Общие правила наложения шин
- 1.4 Как использовать шину на разных участках тела
- 1.5 Чего нельзя делать при иммобилизации
- 1.6 Основы медицинских знаний (8 стр.)
- 1.7 Вопросы для самоконтроля
- 1.8 Тема 6. Открытые повреждения. Раны
- 1.9 6.1. Общие сведения
- 1.10 6.2. Классификация ран
- 1.11 Травмы конечностей, иммобилизация
Как накладывать шину при переломах конечностей
Как накладывать шину при переломах конечностей
Переломы – это вид травм, чья опасность увеличивается за счет возможных долгосрочных последствий. Чтобы не допустить таких последствий, пострадавшему необходимо оказать качественную экстренную помощь. В первую очередь, это касается иммобилизации, чей смысл заключается в обездвиживании повреждённой конечности.
Иммобилизация проводится с помощью специального приспособления – шины. Рассмотрим подробнее, как накладывать шину при переломах конечностей.
Общие правила наложения шин
Шину необходимо подготовить до начала процедуры её наложения. Корректировать параметры шины в процессе будет невозможно (точнее – возможно, но опасно).
Иммобилизация проводится таким образом, чтобы были обездвижены (зафиксированы) два близлежащих сустава (выше и ниже перелома).
Если есть возможность, под шину (по всей длине) необходимо уложить вату или марлю.
Если характер травмы позволяет, конечность нужно привести в такое положение, при котором мышцы напряжены меньше всего.
При закрытых переломах шины накладывается прямо на одежду и обувь.
При открытом переломе категорически запрещено менять положение осколков кости.
Как использовать шину на разных участках тела
Рассмотрим правила оказания первой помощи при переломах в зависимости от участка травмы.
Кисть и пальцы
В этом случае используется проволочная шина. Длина подбирается от кончиков пальцев до локтевого сустава. Руку следует осторожно согнуть под прямым углом (в локте). Шина укладывается на ровную поверхность, а рука опускается сверху. Далее, шины фиксируется с помощью бинта, а руку подвешивают на косынке.
Используют проволочную или сплошную шину. Длина подбирается из расчёта: верхняя треть плеча (выше локтя) – основание пальцев. Рука сгибается под прямым углом, в пальцы укладывается небольшой объем ваты или марли, который пострадавший должен слегка зажать пальцами. Шина прикладывается по внешней поверхности руки и прибинтовывается. Рука фиксируется косынкой.
Используется проволочная шина длиной не менее метра. Размер подбирается так: от плеча, через спину и до основания пальцев противоположной руки.
Повреждённая рука мягко отводится от туловища, локтевой сустав сгибается под прямым углом. В подмышечную впадину следует уложить марлевый валик. Еще немного марли или ваты необходимо уложить в ладонь (пострадавший слегка сживаем его пальцами). Шина укладывается по задней поверхности руки от здорового плеча через спину и до основания пальцев. Шина фиксируется бинтом, а рука подвешивается на косынке.
Иммобилизация производится с помощью бинта или путём оборачивания груди полотенцем.
Стопа и лодыжки
Используется проволочная шина, которая накладывается от участка чуть ниже колена. Нижний конец шины доводится до основания пальцев. Накладывается приспособление по внешней поверхности ноги (переход от голени к стопе оформляется под прямым углом) и фиксируется бинтом.
Используются две шины (проволочные или сплошные). Одна из них накладывается по наружной поверхности ноги, а вторая – по задней поверхности. Наружная шина накладывается от верхней трети бедра до стопы, где делается Г-образный загиб. Оба приспособления фиксируются бинтами.
Здесь понадобится три шины: задняя, наружная и внутренняя. Правильно установить такую конструкцию можно только с помощником (а лучше – двумя), так как пострадавшего придется приподнимать (для укладки задней шины). Наружная шина укладывается последней. Фиксируется это все бинтами.
Пострадавший укладывается на деревянный щит (причём, все части тела поднимаются одновременно – это затруднительно сделать одному). Под колени подкладывается тканевый валик (из любого подручного материала). Бедра разводятся примерно на 25 см, после чего фиксируются ремнём.
Позвоночник
Здесь также участвует деревянный щит и сложная процедура одновременного приподнимания всех частей тела. Под область перелома укладывается тканевый валик (если перелом в области шеи, то используется специальный воротник или ватно-марлевая конструкция).
Чего нельзя делать при иммобилизации
Мы в общих чертах рассмотрели, как оказать первую помощь пострадавшему при переломах. Теперь, разберёмся, как ему не навредить.
Перед иммобилизацией пострадавшего необходимо проверить на предмет кровотечений. Если кровотечение есть – в первую очередь, нужно заняться его остановкой.
После иммобилизации ваши полномочия закончены (даже если вы врач, дальнейшая работа требует специализированных условий медицинского учреждения). Отсюда важный вывод: не нужно пытаться вправлять кости. Также не пытайтесь переносить пострадавшего до фиксации повреждённой конечности.
Основы медицинских знаний (8 стр.)
Рис. 5.4. Подручные (примитивные) средства для иммобилизации
Рис. 5.5. Иммобилизация голени при помощи лестничной шины
Рис. 5.6. Иммобилизация голени подручными средствами
Основные правила при проведении транспортной иммобилизации:
• произвести обезболивание, при необходимости – повторное;
• при открытых переломах наложить на рану асептическую повязку;
• перед иммобилизацией шину нужно обложить на всем протяжении мягким материалом и поместить ее в клеенчатый чехол;
• подгонку шины провести по здоровой конечности пострадавшего или по себе;
• шина должна немного выступать за кончики пальцев руки или ноги;
• перед наложением шины придать конечности среднефизиологическое положение;
• обеспечить поврежденной конечности надежное обездвиживание, фиксируя по одному суставу с каждой стороны от перелома; при переломе крупных костей фиксировать три-четыре сустава;
• между костными выступами и шиной проложить мягкие подушечки;
• шину фиксировать к конечности на всем протяжении бинтами, косынками, оставляя пальцы свободными, чтобы можно было следить за состоянием тканей фиксированной конечности;
• при перекладывании больного поврежденную конечность необходимо поддерживать.
Среднефизиологическое положение для руки: небольшое отведение и сгибание в плечевом суставе под углом 5-10°, сгибание в локтевом суставе до угла 90-100°, положение предплечья – среднее между супинацией (ладонью вверх) и пронацией (ладонью вниз), небольшое тыльное отведение в лучезапястном суставе и сгибание пальцев кисти, удерживающих мягкий валик; для ноги: тазобедренный и коленный суставы сгибаются под углом 5-10°, голеностопный – до 100°. Во время манипуляций со сломанной конечностью можно осторожно потягивать ее по длине за стопу или кисть, чтобы избежать дополнительного смещения отломков и усиления боли.
Шину можно наложить поверх одежды и обуви; если необходимо снять с пострадавшего одежду, ее снимают сначала со здоровой стороны, а затем – с поврежденной. Надевают одежду в обратном порядке. При этом нельзя поднимать или сажать пострадавшего.
Для обездвиживания применяются стандартные, нестандартные и примитивные (или подручные) средства (рис.5.4-5.6).
Стандартные (транспортные шины) – это средства иммобилизации, выпускаемые промышленностью и поставляемые для оснащения медицинских учреждений и пунктов оказания первой помощи.
Нестандартные средства транспортной иммобилизации – это шины и аппараты, применяющиеся в отдельных учреждениях, но не выпускаемые медицинской промышленностью и не входящие в набор стандартных шин.
Примитивные (импровизированные) шины изготавливаются из различных подручных средств по принципу фиксирующих приспособлений.
Основным средством транспортной иммобилизации являются шины. Они подразделяются на фиксирующие, т.е. закрепляющие поврежденную часть тела в определенном положении, и дистракционные, т.е. действующие по принципу растягивания для правильного сопоставления отломков поврежденной кости.
Существуют стандартные металлические лестничные шины длиной 80 см (в основном для рук) и 120 см (в основном для ног).
При их отсутствии используют любые подручные средства (рейки, доски, палки, картон, книги и т.п.).
Обездвиживание можно обеспечить, зафиксировав поврежденную руку к туловищу с помощью бинтовой повязки Дезо (рис. 5.7), ногу – к здоровой ноге, т.е. применить способ аутоиммобилизации (рис. 5.8).
Рис. 5.7. Повязка Дезо
Рис. 5.8. Иммобилизация бедра посредством прибинтовывания травмированной ноги к здоровой (аутоиммобилизация)
Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в положении, соответствующем виду травмы. Правильное положение может спасти жизнь раненого. Кроме того, оно способствует быстрейшему выздоровлению.
В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза (в позе лягушки) и нижних конечностей; пострадавших, у которых травма сопровождается развитием шока и значительной кровопотерей. При этом ноги должны быть приподняты, а голова несколько опущена.
Лиц, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии, в том числе рвотными массами. Значительную часть пострадавших можно перевозить в положении сидя (при легких ранениях лица и рук, но желательно с сопровождающим), а некоторых – полусидя с вытянутыми ногами (ранения шеи и тяжелые повреждения рук) либо с согнутыми в коленях (травмы живота и грудной клетки, кишечная непроходимость).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое иммобилизация? Какие бывают виды иммобилизации?
2. Какие существуют показания к транспортной иммобилизации?
3. В чем состоит значение транспортной иммобилизации для дальнейшего течения травмы и состояния травмированных тканей?
4. Каковы основные правила транспортной иммобилизации?
5. Какие бывают средства транспортной иммобилизации?
1. К основным правилам иммобилизации относятся:
б) защита костных выступов;
в) назначение симптоматических лекарств;
г) фиксация двух соседних с переломом суставов.
2. При переломах конечностей надежная транспортная иммобилизация обеспечивается шинированием:
а) только места перелома;
б) места перелома и последующего сустава;
в) места перелома и предыдущего сустава;
г) места перелома с обязательной фиксацией не менее двух соседних с переломом суставов.
3. Длина шины при переломе голени:
а) от пятки до колена;
б) от начала стопы до середины бедра;
в) от середины стопы до талии;
г) от начала стопы до лопатки.
4. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
а) … средства транспортной иммобилизации – это такие средства, которые наиболее реально использовать для оказания первой помощи вдали от лечебных учреждений, и действующие по принципу фиксирующих шин;
б) … транспортные шины – это средства иммобилизации, выпускаемые медицинской промышленностью для оснащения лечебных учреждений;
в) … средства иммобилизации – это шины и аппараты, применяющиеся в отдельных учреждениях и ведомствах, не входящие в набор стандартных шин;
г) шины и аппараты, применяющиеся для закрепления конечности в определенном положении, называются…;
д) шинные повязки и аппараты, действующие по принципу растягивания, называются … .
5. Закончите фразу.
Иммобилизация, осуществляемая на период доставки пострадавшего с места происшествия в лечебное учреждение, называется … .
6. Начните фразу:
… – это создание неподвижности при различных повреждениях.
Тема 6. Открытые повреждения. Раны
6.1. Общие сведения
Рана – это повреждение тканей, сопровождающееся нарушением целостности поверхностных покровов – кожи и слизистых оболочек.
Признаки раны: боль, зияние (расхождение краев), кровотечение и нарушение функции поврежденной части тела. Чем тяжелее ранение, тем сильнее выражены эти признаки. У каждой раны есть входное отверстие (место нарушения целостности кожи или слизистой оболочки ранящим предметом) и раневой канал (повреждение тканей по ходу ранящего предмета). Если ранящий предмет проходит через тело человека и выходит из него, в месте выхода появляется выходное отверстие, которое, как правило, больше входного.
6.2. Классификация ран
Раны делятся на неогнестрельные и огнестрельные. Первые наносятся холодным оружием – кинжалом, клинком, штыком, саблей, ножом, топором; вторичными летящими предметами – кирпичом, досками, стеклами; иглой, гвоздем, зубами человека и животных. Вторые – пулями, дробью, патронами, осколками боевых снарядов.
• резаные: наносятся острым предметом (нож, бритва и др.). Для них характерно выраженное зияние краев, обильное кровотечение. Края таких ран сравнительно мало повреждены, поэтому они меньше нагнаиваются и быстрее заживают. Опасны обильным кровотечением и возможностью попадания воздуха в сосуд, если повреждена крупная вена;
• ушибленные – это результат действия тяжелых тупых предметов (молоток, обух топора). Края их значительно повреждены, они мало кровоточат, плохо заживают и часто нагнаиваются;
• размозженные: при таких ранах кожа сильно загрязнена, повреждена и отслоена, мышцы размяты на значительном протяжении и глубине. Вскоре после ранения в ране развиваются воспалительные процессы;
Травмы конечностей, иммобилизация
Травмы конечностей, оказание первой помощи
Травмы конечностей часто сопровождаются повреждением кровеносных сосудов, поэтому важно своевременно остановить обнаруженное кровотечение. Для этого применяются все способы: прямое давление на рану, наложение давящей повязки, пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности в суставе, наложение кровоостанавливающего жгута.
Иммобилизация – это создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела с помощью подручных средств, готовых транспортных шин (изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечек первой помощи) или используя здоровые части тела пострадавшего (аутоиммобилизация).
При наличии подозрения на травму костей, человеку, оказывающему первую помощь, следует определиться с тактикой действий в отношении пострадавшего.
Вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи
В основной массе случаев следует вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи, которая сможет выполнить качественное обезболивание и иммобилизацию травмированной конечности. В данном случае до приезда бригады скорой медицинской помощи следует придерживать травмированную конечность вручную и контролировать состояние пострадавшего.
Если предполагается транспортировка пострадавшего или его переноска на дальнее расстояние
Если же в результате особых обстоятельств предполагается транспортировка пострадавшего (или его переноска на дальнее расстояние), следует выполнить иммобилизацию поврежденной конечности. При этом следует фиксировать минимум два сустава (один ниже, другой выше перелома). При переломе плеча и бедра надо фиксировать три сустава – плечевой, локтевой, лучезапястный или тазобедренный, коленный, голеностопный соответственно. Наиболее доступным, безопасным и эффективным для большинства участников оказания первой помощи способом иммобилизации при травме конечностей является так называемая аутоиммобилизация. Для этого поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой ноге, проложив между ними мягкий материал. Поврежденную руку можно зафиксировать, прибинтовав к туловищу. На область предполагаемой травмы можно положить холод.
Выбор способа определяется следующими факторами:
– вид кровотечения (для остановки венозного кровотечения не следует использовать наложение жгута или пальцевое прижатие артерии);
– предполагаемый срок прибытия медработников (в случае, если их прибытие ожидается в ближайшее время, можно использовать более простые способы остановки кровотечения, например, прямое давление на рану);
– наличие оснащения (при отсутствии табельных жгутов для остановки артериального кровотечения возможно применение подручных средств – галстуков, ремней);
– состояние кровотечения (остановилось или не остановилось).