4 просмотров

Почему фуры ездят на летней резине

Нужен ли закон о зимней резине?

Недавний коллапс на трассе М-10 побуждает вновь вернуться к проблеме фур и грузовиков… на московских дорогах. Что бы там ни говорили о неготовности коммунальных служб к снегопаду, основной причиной двухсоткилометровой пробки стала безответственность водителей грузовых автомобилей, отправившихся в путь на неподготовленном транспорте и без учета прогноза погоды. И нынешний снегопад не исключение. Фуры, шлифующие лысой резиной асфальт, можно наблюдать ежегодно на въездах и выездах МКАД на вполне пригодных для езды участках дороги.

Понятно, что на трассе М-10 с расчетной загрузкой 3 тысячи автомобилей в сутки и фактической загрузкой 70 тысяч автомобилей, любая помеха могла стать причиной затора. А расчистить дорогу от снега согласно ГОСТу обслуживающая организация должна в течение 4 часов после окончания снегопада. При этом очистка согласно тому же ГОСТу должна осуществляться так, чтобы не было рыхлого снега толщиной более 4 см. Поэтому формально винить в заторе коммунальные службы вряд ли можно. Потому что, начни они даже очистку немедленно в потоке, фуры бы все равно неизбежно встали. Причин тут три, и они банальны: жадность, глупость и надежда на «авось».

Результатом декабрьского «стояния из Петербурга в Москву» стала довольно странная заочная дискуссия между вице-премьером Рогозиным и дальнобойщиками. Рогозин предложил законодательно обязать водителей грузовиков переобуваться в зимнюю резину и иметь при себе антипробуксовочные цепи на колеса для преодоления подъемов. На что некий председатель межрегионального профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко ответил, понятия «зимняя резина для грузовиков» вообще не существует. По словам Войтко, шины, которые установлены на большинстве магистральных грузовиков, имеют маркировку M&S – «грязь и снег» – и являются всесезонными, а тип шин, предназначенный собственно для зимы, занимает долю процента в общих объемах продаж резины для грузовых автомобилей.

Замечаете противоречие в словах лидера профсоюза дальнобоев? Тут уж что-то одно – либо понятия зимняя резина для фур не существует, либо эта резина все-таки занимает долю процента в продажах.

Кроме того, дальнобойщики жалуются, что зимнее переобувание стоит слишком дорого и многие водители его просто не потянут финансово. По словам водителей, сменить каждую из 16 шин на зимнюю обойдется в 40-50 тыс.рублей.

А это уже «теплее». Большинство дальнойбойщиков просто не хотят вкладывать лишние средства, предпочитая увеличивать личную прибыль, а проблемы с заторами перекладывать на плечи других автомобилистов. Давно списанные в Европе грузовики, шлифующие лысыми покрышками с торчащим кордом российские дороги – картина знакомая любому автомобилисту.

Навскидку в интернете находится множество предложений по зимней резине для грузовиков. Достаточно пройти, например, по этим ссылкам

чтобы убедиться, что грузовая зимняя резина существует и не по таким заоблачным ценам, какие озвучивают дальнобойщики. Это при том, что средняя цена на перевозку контейнера двадцатки из Питера в Москву составляет 40 тысяч рублей. К тому же для надежной сцепки не обязательно менять весь комплект – достаточно сменить резину на ведущей оси. Но даже полный второй комплект сезонной резины в конечном счете не ведет ни к каким лишним затратам, поскольку увеличивает службу другого комплекта ровно в два раза. Однако людей пугают тем, что последствием обязательного перехода на зимнюю резину для фур станет повсеместное подорожание перевозок, а следовательно и товаров. Но при этом никто не считает, в какую сумму выливаются в результате многокилометровые пробки и заторы.

Еще одна проблема – отсутствие логистических отделов в коммерческих компаниях. Что, кто-нибудь не знал о том, что московские склады будут забивать товаром накануне Нового года? Любому даже самому завалящему логисту хватит ума, чтобы перед тем, как подписывать накладную на перевозку товара, проверить загруженность дорог и прогноз погоды на следующие сутки.

В Северной Европе и Северной Америке обязательность зимней резины для грузового транспорта давно уже закреплена законодательно. В Норвегии штрафы за отсутствие зимней резины и комплекта антипробуксовочных цепей огромные – вполне можно лишиться грузовика. В Канаде наличие цепей у грузовых автомобилей во время снегопада также обязательно, для пробуксовщиков большие штрафы.

Вот видео из Норвегии. Те фуры, что стоят на обочине и не могут заехать в горку – в основном польские. Те, что едут с цепями – местные норвежские: www.youtube.com/watch?fea…er_embedded&v=YQ5XQmX9S0g

Обязать весь транспорт (грузовой, легковой, пассажирский) использовать сезонную резину. А то получается так, что у нас ездят зимой на лысой летней резине, а некоторые любители летом уродуют асфальт шипами.
Обязать тяжелые грузовики иметь комплект антипробуксовочных цепей.
Жесткий весовой контроль. Потому что перегруз давно уже стал нормой для перевозчиков в погоне за длинным рублем.

Выбор летней резины на грузовик

В процессе эксплуатации грузовые шины выдерживают большие перегрузки, поэтому при их выборе важно быть предельно внимательным. Это касается покупки как летней, так и зимней резины. Для принятия правильного решения необходимо знать особенности изделий для грузовиков, принципы маркировки, отличия летних от зимних покрышек и другие моменты. Подробнее остановимся на изучении этих особенностей в статье, поговорим о правилах выбора оригинальной резины.

Устройство грузовой шины

Резина для грузовиков имеет сложную и продуманную конструкцию, что обусловлено высокими требованиями к таким изделиям.
В конструкцию входит:

борт и бортовое кольцо;

  • корд;
  • брекер;
  • протектор;
  • боковая часть;
  • бандаж (применяется не всегда).

Большую нагрузку берет на себя проволочное бортовое кольцо, обеспечивающее правильную посадку и плотность изделия. Боковая часть шины защищает корд и минимально подвержена деформациям и негативным воздействиям. От ее качества зависит стойкость к износу и уровень комфорта.

Протектор грузовых шин представляет собой толстый резиновый слой, обладающий повышенной прочностью и защищающей каркас от механических воздействий. Его назначение в обеспечении сцепления с дорогой.

Многое зависит от рисунка проектора. К примеру, при правильной форме можно улучшить характеристики при аквапланировании.

Главное ребро протектора влияет на скорость реакции на поворот рулевого колеса.Под протекторной частью имеется дополнительных слой, защищающий колесо от механических повреждений и обеспечивающий быстрое восстановление.
Одну из ключевых функций берет на себя борт, предотвращающий растягивание изделия. Для защиты бортовой части используется специальная лента, которая исключает трение с ободом и случайное повреждение.

К элементам шины можно отнести брекеры, обеспечивающие прочность шине и стабильность протектора, а также слои корда, усиливающие резину и улучшающие способность выдерживать большие нагрузки. Переход с боковой части на кольцо обода осуществляется с помощью проволоки из стали.

По каким признакам классифицируют шины

Условно шины для грузовых автомобилей классифицируются по нескольким признакам. К основным относится:

  1. Вид техники — грузовые, для спецтехники, для прицепов / полуприцепов, строительные.
  2. По условиям применения — внедорожные, для регионального транспорта, магистральные.
  3. Тип рисунка — симметричный и ассиметричный (в обоих типах бывает направленный вариант).
  4. По оси — рулевые, универсальные, ведущие, на ось свободного качения.
  5. Конструкция — диагональная, радиальная.
  6. Сезонность — зима, лето, всесезонные.

Также необходимо ориентироваться на типоразмер изделия, по которому можно судить о типе, допустимом весе, скорости и других параметрах. На этом вопросе остановимся ниже.

Маркировка грузовой резины

Перед тем как купить грузовые шины, необходимо внимательно изучить маркировку на боковой части изделия. При указании информации применяется метрическое и традиционное обозначение. Первый вариант применяется редко, поэтому остановимся на втором. Пример —285/70R19.5 146/144L, где:

  • 285 —ширина, мм;
  • 70 — высота, мм;
  • R— тип каркаса, радиальный;
  • 19.5 — диаметр, дюймов;
  • 146/144 — индекс нагрузки (наличие дроби свидетельствует о возможности спаренного применения);
  • L— индекс скорости.

Также могут указываться другие сведения — ГОСТ / ТУ, модель, страна-изготовитель и торговая марка. Нужно понимать, что бывают разные грузовые шины, к примеру, на 22,5 дюйма и других размеров. Они могут различаться по типу каркаса, индексу скорости и иным характеристикам.

В чем отличия летней резины от зимней

При выборе шин для грузового автомобиля необходимо учитывать сезонность, ведь из-за разницы в особенностях дорожного покрытия меняются и условия сцепления. В качестве универсального варианта подходит всесезонная резина, которая имеет средние характеристики и может использоваться в течение всего года. Но лучше покупать специальные покрышки — «зима» и «лето».

Зимние грузовые шины легко распознать по маркировке с буквами «M» и «S». Эти символы могут указываться через «+», «&» или «*». Также на колесе должен указываться значок в виде снежинки и / или трех горных вершин, что свидетельствует о возможности применения резины зимой.

Важно учитывать, что зимние и летние грузовые шины имеют ряд характерных отличий:

  1. Состав. При изготовлении зимней резины используются смеси, способные сохранять качества даже при сильном морозе. Чаще всего диапазон рабочих температур находится от -45 до +10 градусов Цельсия. Летние шины должны хорошо работать от 0 до +45 0С. При более низкой температуре покрышки «дубеют» и теряют первоначальные качества.
  2. Протектор. Рисунок на основной части должен быть адаптирован для эксплуатации в зимний период. Он более глубокий и крупный. Имеющиеся углубления расположены в разных направлениях для улучшения управляемости грузовика. Кроме того, в некоторых зимних шинах могут устанавливаться шипы для устойчивости на обледенелой или заснеженной дорожной поверхности. Минимальная глубина протектора должна быть не меньше 4 мм.

В летних шинах число ламелей и их глубина меньше. Что касается рисунка, он подстраивается под особенности использования резины. Чаще всего речь идет о дорогах с хорошим покрытием, высоких скоростях движения, повышенных требованиях к комфорту и т. д. Минимальный размер протектора для летней грузовой шины не менее 1,6 мм.

Некоторые автовладельцы покупают грузовые шины б/у и не обращают внимания на сезонность. Это ошибка, ведь при использовании летней резины зимой ухудшается управляемость, возрастает тормозной путь и, как следствие, повышается вероятность столкновения. Применение зимних шин летом также чревато ухудшением сцепления из-за сильного размягчения резины, быстрого износа и повышенного расхода топлива.

С учетом сказанного можно подвести итог, что зимние шины — тип покрышек шипованного или фрикционного типа, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже 50С. Летняя резина — покрышки с глубокими продольными и слабо выраженными поперечными углублениями, не имеющие микрорисунка, для эксплуатации в условиях «плюсовой» температуры.

Признаки и опасность подделки

Чтобы избежать частого ремонта грузовых шин и проблем в эксплуатации, важно правильно подойти к выбору резины. Рынок покрышек буквально завален подделками, поэтому необходимо уметь отличить оригинал от товара низкого качества. К основным признакам контрафакта стоит отнести:

  1. Подозрительный вид. Подделку легко распознать по обновленному протектору, наличию микротрещин или разнице оттенков. Многие шины просто восстанавливают и продают как новые.
  2. Низкое качество шипов. Зимнюю шипованную грузовую шину легко проверить при покупке. Просто надавите твердым предметом на шип. Если он не двигается, в ваших руках, скорее всего, подделка.
  3. Плохая маркировка. На изделии должны присутствовать все необходимые надписи (в том числе выпуклые стрелки или NWI). Кроме того, в поддельной продукции часто делаются ошибки в маркировке, а само качество символов очень низкое.
  4. Стоимость. Низкая цена грузовой шины—еще один признак контрафакта. Перед покупкой необходимо сравнить этот параметр в разных магазинах.
  5. Документы. Шины должны продаваться при наличии сопроводительной документации и сертификата.

При выявлении поддельной шины необходимо обратиться в полицию, работники которой должны отправить товар для прохождения экспертизы.

Заключение

Имея под рукой указанную в статье информацию, выбор летней резины на грузовик не составит труда. При покупке особое внимание уделите маркировке, учтите сезонность шины и сделайте проверку на факт подлинности товара. Только при комплексном подходе можно получить шину высокого качества и избежать форс-мажора при эксплуатации грузового автомобиля.

Выбор шин для грузовых автомобилей

«Зима» для дальнобоя: стоит ли переобуваться?

Зима уже прошла, но мы все-таки поговорим о зимних грузовых шинах. Тем более что есть повод: Continental устроил их демонстрацию в Швеции.

Отправляясь в Швецию, я вспомнил, как прошлой весной в испанской Малаге на показе строительных шин Conti эффектно перевернулся — разумеется, неспециально — наш гоночный КАМАЗ. Авось и на этот раз удастся увидеть что-нибудь эффектное, скажем торможение фуры на льду!

Увы. Из-за налетевшего циклона температура в шведской глубинке доходила до плюс десяти — это и разрушило планы организаторов вместе со снежно-ледяной коркой. В итоге на военном аэродроме, где проходило мероприятие, образовалась типичная для весенней России дорога — слегка заснеженный местами асфальт со скользкими вкраплениями.

Разумеется, заезды грузовиков на таком покрытии (друг за дружкой, на скорости 30 км/ч), равно как и «покатушки» по местному шоссе на фургончиках (тоже колонной, без торможений и резких маневров), не особо позволили продемонстрировать свойства зимних шин. Как говорят немцы, langweilig — «скучно».

Могу лишь отметить, что в линейке грузовых и автобусных шин Conti есть зимние модели трех типов, по возрастающей: обычные M+S, сертифицированные на соответствие эмблеме «трех пиков» и превосходящие их Scandinavia.

У фуры на «зиме» Conti Scandinavia по сравнению с аналогом на «M+S», короче и тормозной путь (с 50 км/ч, рисунок слева), и путь разгона (с места до 50 км/ч, рисунок справа). Приведены данные для негруженых автопоездов

Вот только для нас знакомство с зимними еврошинами носит скорее познавательный интерес: шансов увидеть их на наших грузовиках немного. Знаете, какой процент в российских продажах грузовых шин занимают зимние? По данным продавцов, не более пяти! Потому что на выбор большинства российских перевозчиков влияют в основном два фактора: ресурс и дешевизна. Понятно, что о шипованных моделях речи и вовсе не идет, поскольку единственный сегмент, где они были востребованы — перевозка рыбы из Норвегии — закрылся в связи с ответными санкциями.

Широкопрофильные шины спереди наши дальнобойщики называют батонами

А обычные зимние покрышки у нас покупают лишь две маленькие группы дальнобойщиков. Во-первых, те, кто ездит в европейские страны, в которых необходимо наличие «зимы». Интересно, что, помимо Скандинавии, такие требования встречаются и в теплых краях, например в Испании, где на горных участках дорог обязательны либо цепи, либо — правильно, зимние шины.

Вторая группа — частники, которым выгоднее держать комплект «зимы», нежели убивать шлифовкой-пробуксовкой всесезонку. Хотя переобувка — удовольствие весьма недешевое: новая еврошина стоит примерно 30 тысяч рублей, колесо для нее от трех тысяч, шиномонтаж — 300 рублей за штуку. Итого комплект «зимы» с установкой на один только тягач (без полуприцепа!) обойдется в двести тысяч.

Есть и еще одна категория покупателей, но уже не дальнобойная — это частники-самосвальщики. Наиболее продвинутые из них в конце осени ставят самые дешевые зимние шины, какие смогут найти, — китайские наварные. И ездят на них не только зиму, но и следующий год, а потом выбрасывают, повторяя все снова.

Кстати, китайские грузовые шины, только новые и всесезонные, несколько лет назад лидировали у нас с большим отрывом, но сейчас из-за падения курса рубля даже они стали многим не по карману. Не помогает даже изворотливость китайских шинников, которые дошли до копирования более качественных марок из своей же страны (скажем, известного у нас бренда Aeolus).

Распределение затрат на эксплуатацию автопоезда в Евросоюзе ( в процентах)

А «большая тройка» российского грузошинного рынка представлена отечественными марками Кама, Tyrex, Cordiant. Их активно используют крупные перевозчики, в частности ритейлеры: при автопарке в несколько сотен машин они покупают шины с приличной скидкой — и одна штука обходится им примерно в 18 тысяч рублей. В розницу она же на две—четыре тысячи дороже. А аналог премиального импортного бренда (Michelin, Bridgestone и тот же Continental) — упомянутые 30 тысяч рублей.

Более-менее приличный российский дальнобой обут сейчас примерно так: на рулевой оси — импортный «премиум», на ведущей — шины среднего уровня типа Cormoran или Sava, на полуприцепе – Кама, «Китай» или наварка. А по нисходящей можно встретить любое сочетание, но опять же с одним общим признаком — подешевле. Истертые до корда прицепные шины считаются вполне рабочими, нарезанные по второму кругу или, скажем, самосвальные на дальнобойных машинах — тоже. Частники нынче покупают в шиномонтажах покрышки по пять тысяч, на которые раньше даже и не глядели.

Напоследок реальная история: некий частник в результате проигранного спора переобул свою фуру в новый Michelin (конечно, не зимний). И теперь всем рассказывает, что перед маневрами задним ходом веником очищает путь, чтобы не наехать на арматуру или гвоздь.

Для грузовиков отменили зимнюю резину

В России начал действовать новый техрегламент

11 ноября в России начинает действовать новый технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Теперь тяжелые грузовики и автобусы могут ездить на летней резине круглый год. Для владельцев легковых автомобилей требование использовать зимние покрышки остается, но оштрафовать за нарушение инспектор по-прежнему не может: Госдума за долгие годы так и не ввела штрафы.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Поправки в технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств утверждены решением Совета евразийской комиссии 16 февраля 2018 года, и вступают в силу 11 ноября. Прежняя редакция содержала запрет на эксплуатацию транспортных средств, «не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль)», причем обязанность эта распространялась на все категории ТС.

Теперь внесена поправка, согласно которой зимние покрышки обязаны быть только на автомобилях категории M1 и N1 — легковых авто и небольших восьмиместных автобусах.

В регламенте впервые появилось упоминание цепей противоскольжения для большегрузов. Страны—члены таможенного союза теперь могут национальным законодательством установить требование для водителей грузовиков возить цепи. Оговаривается, что требования эти касаются только определенных транспортных средств — категорий М2 (автобусы с количеством мест более восьми, массой менее 5 тонн), М3 (автобусы с количеством мест более восьми, массой более 5 тонн) N2 (грузовики массой от трех с половиной до 12 тонн) и N3 (грузовики массой более 12 тонн).

Раньше также существовала норма, согласно которой региональные власти могли устанавливать собственный период обязательного использования зимней резины (например, с ноября по март для северных районов). Теперь в техрегламенте уточнено: временной диапазон может быть установлен не только на региональном уровне, но и на государственном, например федеральным законом.

Вступающий в силу пакет изменений в техрегламент был готов еще в 2015 году, и с тех пор проходил согласования на разных уровнях, пояснил “Ъ” заместитель генерального директора ФГУП НАМИ по техническому регулированию Сергей Аникеев. «На момент разработки проекта изменений зимних шин для грузовиков и автобусов как таковых не было, покрышки у них, как правило, всесезонные,— уточнил он.— Для устранения разночтений на этот счет и была внесена поправка. Решение на этот счет было принято давно, но из-за сложностей согласительных процедур оформлено в виде документа только сейчас».

Как выбрать шины для авто

Большая часть грузового транспорта и автобусов круглый год ездят на резине типа M+S (mud + snow) — с точки зрения техрегламента это зимние покрышки, пояснил “Ъ” координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко, хотя их часто называют всесезонными. «Поэтому логично, что обязанность применения зимней резины на уровне техрегламента уже давно не нужна была»,— сказал он. При этом, пояснил он, выпускаются специальные грузовые модели покрышек на ведущую, рулевую оси, для прицепов. «Нормальная практика, когда на грузовике стоят разные покрышки с разным рисунком, предназначенные для разных целей»,— добавил он. Что касается цепей, то, по словам господина Войтко, «вменяемые» водители и сегодня всегда берут с собой цепи при рейсах в Сибирь или за Урал, независимо от требований регламента.

«Самое главное, чтобы дороги чистили, а то никакая резина не поможет»,— резюмировал Валерий Войтко.

Напомним, тема неправильного выбора резины водителями грузовиков активно обсуждалась в 2012 году после того как на трассе М10 случился транспортный коллапс из-за буксующих фур.

Поясним, что де-юре техрегламент таможенного союза является международным документом наднационального уровня, нормы которого обязаны соблюдать водители в России, Республике Беларусь, Казахстане, Киргизии, Армении. В России ответственность за нарушение норм безопасности движения прописаны в КоАП РФ, который ссылается не на регламент, а на правила дорожного движения. В ПДД существует специальный раздел с перечнем неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. В нем ничего не говорится про запрет использовать летние шины зимой, соответственно, штрафа за это не предусмотрено — это подтвердили в пресс-центре МВД, отвечая на запрос “Ъ”.

Ранее ряд СМИ сообщал, что с 11 ноября инспекторы будут штрафовать автомобилистов за неправильную резину по новым правилам: это неправда.

За последние несколько лет депутаты и сенаторы несколько раз пытались принять поправки в КоАП РФ, введя наказание за неправильный выбор покрышек, но до закона дело так ни разу не дошло: последний раз эта тема обсуждалась в Совете федерации в 2016 году.

А вот за нарушение остальных норм «перечня неисправностей» инспектор имеет право оштрафовать автомобилиста на 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ): за остаточную глубину протектора зимних шин менее 4 мм; за установку на одну ось покрышек разных размеров, моделей, с различными рисунками протектора, а также шипованных и нешипованных покрышек; за отсутствие болтов крепления колеса, а также за трещины на диске.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: