0 просмотров

На какой резине меньше чувствуется колейность

Широкие или узкие шины: что выбрать?

Автомобилисты часто спорят, какие шины лучше: широкие или узкие. Ведь от ширины зависит управляемость и курсовая устойчивость автомобиля, сцепные свойства покрышки.

Широкие низкие автопокрышки смотрятся эффектно и отличаются практичностью. Узкие показывают стабильное поведение на мокрой дороге и преимущественно используются зимой.

Но как узнать, резина узкая или широкая? Для этого необходимо обратить внимание на маркировку, которая наносится на боковую часть покрышки.

Стандартная маркировка выглядит ‘195/65 R 14 91V’ и расшифровывается так:

  • 195 – ширина покрышки при нормальном давлении в соответствии с рекомендациями производителя. Измеряется в миллиметрах.
  • 65 – цифра указывает на профиль резины. Измеряется в процентном соотношении высоты профиля от ширины резины.
  • R – маркер указывает на конструкцию шины. R – радиальная резина.
  • 14 – диаметр колесного диска. Измеряется в дюймах.
  • 91 – индекс нагрузки на покрышку. Чем меньше цифра, тем меньший вес способно выдержать колесо.
  • V – маркер обозначает максимально допустимую скорость для шины.

Ширина шины – расстояние между боковыми частями покрышки от края до края. При этом давление в покрышке должно быть оптимальным.

Для обеспечения безопасного и комфортного вождения ширина профиля не должна превышать ширину обода на 30%. Это необходимо учитывать, если вы решили поставить резину шире, чем рекомендовано производителем.

Важно . При установке слишком широкой резины происходит ее саморазбортировка. Во время резкого поворота такая покрышка может порезаться о собственный диск.

Можно ли поставить шины шире, если это не предусмотрено производителем? В этом случае нет. Устанавливают только рекомендованные модели / размеры резины. В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны максимальные и минимальные значения. Самая большая цифра – это максимально допустимая ширина, а самая маленькая – минимально допустимая ширина.

На что способна повлиять ширина покрышки:

  • Летом широкая резина предпочтительнее узкой. Такие покрышки подходят для агрессивной активной езды на повышенных скоростях. Широкие шины лучше тем, что препятствуют пробуксовке колес во время старта. Они также меньше нагреваются при скоростной езде. Если вы предпочитаете спокойный стиль вождения, не делаете резких перестроений на скорости, устанавливайте стандартную резину.
  • Узкие шины покажут себя лучше широких в зимний сезон. Такие покрышки легко преодолеют замерзшую колею, прорежут себе путь по снегу. Узкая резина также позволяет снизить расход топлива.

Узкие и широкие шины: отличия

От ширины покрышки зависит уровень комфорта, безопасность, управляемость автомобилем, а также его внешний вид.

Широкие покрышки увеличивают сопротивление качению, что приводит к большему расходу топлива. Если говорить о том, какие шины лучше шире или уже в плане эстетики. То тут выигрывает широкая резина. Она смотрится презентабельно, сразу меняет восприятие автомобиля.

Отличия кроются и в стоимости. Узкие покрышки стоят дешевле. Они популярнее. Узкая высокопрофильная резина выпускается в большом количестве, что и снижает ценник. А вот низкопрофильные широкие покрышки подойдут не для каждого автомобиля.

Плюсы и минусы широкой резины

  • Положительно влияют на разгон автомобиля. Препятствуют пробуксовке при резком старте.
  • Обеспечивают эффективное торможение на сухом и мокром асфальте.
  • Повышают курсовую устойчивость, маневренность машины на резких поворотах.
  • Идеально подходят для езды в условиях грунтовых дорог и бездорожья.
  • Смотрятся солидно, улучшают внешний вид машины.

Для быстрой загородной езды по трассе широкая резина будет предпочтительнее. Но при такой эксплуатации увеличивается риск аквапланирования.

На что обратить внимание:

  • Низкое сопротивление скольжению на мокрой дороге – риск эффекта аквапланирования.
  • Большой вес.
  • Высокая стоимость.

Плюсы и минусы узких покрышек

На зиму следует выбирать узкую резину, которая показывает стабильные тягово-сцепные свойства по сравнению с широкими покрышками. Такие шины обеспечивают высокое поверхностное давление на дорогу, устойчиво проходят снежную колею, справляются с отводом воды и объемных масс талого снега.

Узкие покрышки подходят и для тех, кто часто ездит за город, не увлекается скоростной ездой. Для малометражных автомобилей также предпочтительнее этот вид резины.

  • Сокращенный расход топлива.
  • Устойчивость к аквапланированию.
  • Эффективный отвод воды и грязи от пятна контакта.
  • Хорошая проходимость по снегу и льду.

На что обратить внимание:

  • Не подходят для экстремальной езды.
  • Перегреваются при движении на высокой скорости.
  • Требует максимальной аккуратности при вхождении в крутой поворот.

Подведем итог

Если вы затрудняетесь с выбором, опытные специалисты всегда помогут правильно подобрать модель покрышек для вашего автомобиля.

Ширина шин и колейность

Среди требований, которые выдвигают некоторые водители к шинам, иногда можно услышать и такое: шина должна хорошо работать в колее. И прежде чем рассмотреть, как шины адаптируют к выполнению данной функции, нужно определиться с терминами.

Колея — это углубленный след от колеса транспортного средства в дорожном покрытии. Движение по колее опасно тем, что выехать за ее пределы гораздо сложнее, чем просто ехать по накатанному следу. Кроме этого, колея может начать самостоятельно управлять транспортным средством, раскачивая его, что может привести к потере контроля над автомобилем. В таком случае направление при движении задаст уже не водитель, а колея.

От чего зависит чувствительность шины к колее?

За городом, как правило, стенки и дно колеи состоят из грунта, снега или льда. В городских условиях колея может образоваться и на асфальтовой дороге, покрытой укатанным снегом. Движение по такому углублению будет сходно с ездой по рельсам. Такая ситуация, например, свойственна дворам в городе, которые не удается своевременно очистить от снега.

Все перечисленные выше виды колей имеют одну важную особенность: стенки и/или дно таких углублений могут быть разрушены шиной, а значит, шина сможет осуществить зацеп за стенки колеи и успешно выбраться из нее. Для этого используются особые технические решения, такие как массивные внешние грунтозацепы у внедорожных шин (например, у шины BFGoodrich All Terrain KO2 блоки в плечевой зоне значительно выступают за пределы протектора), что позволяет выбираться из грунтовой колеи.

Также существуют особые решения блоков плечевой зоны в зимних шинах (например, система «Step In – Step Out» у шины MICHELIN X-Ice North 3), которые позволяют преодолевать снежную колею. Особую сложность для водителей представляет ледяная колея или колея, сформированная укатанным снегом. В этом случае самым надежным средством будут шипы.

Особое внимание стоит уделить так называемой асфальтовой колее и способности шины ей противостоять. Асфальтовая колея — следствие износа дорожного асфальтового полотна колесами автомобилей. Она также может появиться на асфальте из-за некачественно выполненных работ по укладке покрытия либо из-за того, что особенности эксплуатации или климата не были приняты в расчет. Последний фактор может привести к тому, что покрытие становится излишне мягким при высоких температурах или крайне хрупким при отрицательных. В обоих случаях колея появится на покрытии достаточно быстро после ремонта или укладки.

Особенность асфальтовой колеи в том, что она полностью состоит из твердого покрытия, которое не может быть разрушено шиной или ее элементами. А значит, шина будет работать в колее исключительно за счет поверхностных резиновых смесей, а также за счет ширины профиля шины. Здесь также стоит упомянуть тот факт, что колея в асфальте, а точнее, ее ширина и глубина, не имеет постоянных значений и будет меняться чуть ли не каждые сто метров. Шина же имеет постоянные геометрические размеры, и у нее отсутствует способность адаптироваться, т. е. менять свои параметры, под ширину асфальтовой колеи.

Таким образом, всегда ездить исключительно в комфортных условиях колейности, т. е. когда колея соответствует ширине шины, невозможно. И это касается шин любых моделей. Поэтому искать шины, которые исключительно хорошо ведут себя в колее, — занятие бесполезное. Ни один из шинных производителей на современном этапе не готов гарантировать сцепление шины в условиях, которые меняются под воздействием большого количества факторов (материал покрытия, интенсивность движения, температура и проч.).

Как передвигаться в условиях колеи?

Прежде всего нужно стараться ехать таким образом, чтобы колея оставалась между колесами автомобиля, и это касается всех типов колейности. Выезд из колеи необходимо осуществлять плавно, без резкой подачи газа и активных действий рулем. Для преодоления особо глубокой зимней колеи (например, во дворах), а именно той, что сформирована укатанным снегом или льдом, но на дне которой при этом остается асфальт, необходимо максимально снизить скорость, вывернуть колеса в сторону и медленно, постепенно увеличивая обороты двигателя и помогая рулем, попытаться выехать на колею. Важно делать это без резких поворотов колеса, давая возможность протектору и/или шипам выполнить свою работу и зацепиться за скользкую поверхность.

Выбить из колеи

КАНАВОКОПАТЕЛИ

Не секрет, что дороги сплошь и рядом не выдерживают нынешних нагрузок. Подтверждением тому колеи на твердом покрытии. Летом бесчисленные колеса давят теплый асфальт как тесто — он становится еще податливей и все больше напоминает море с полотен Айвазовского.

Глубже прочих мнут асфальт шины тяжеловозов — обычно в правых полосах. На середине колеи редки: разметку соблюдают лишь чудаки, потому асфальт раскатан ровно. Но левей свободу ограничили барьером, и вдоль него тоже колеи — тут по встречке не поедешь!

Под нагрузкой от тяжелых машин часто проседает само основание дороги, к современной жизни тоже не готовое. Особенно жуткие следы могучих колес в окрестностях «великих строек» — провалы, бугры, складки, трещины. Водителям легковых машин с малым дорожным просветом тут худо — расход валидола на смятенную душу выше всяких норм. Разрушение дороги ускоряет вода, стекающая в трещины, — особенно накануне мороза. Лед пучит и взламывает даже бетон.

Зимой дорога страдает и от шипов. Часто видно, что свежий, уложенный осенью, асфальт к весне источен насквозь.

Картина особенно рельефна на левой полосе, где больше господ на мощных машинах. Края таких колей из-за слабой связи разных слоев асфальта выкрашиваются — они неровные.

ПУТЬ К КОНЮШНЕ

Согласно анекдоту из достаточно глубокой колеи машина не выскочит — можно бросить руль и заняться другим делом. Не советуем: это возчику средь полей не грех вздремнуть с бодуна (кобылка не заблудится — интеллектом она превосходит иного «драйвера»), автомобилю же только дай волю — увезет неведомо куда!

Допустим, оба передних колеса катятся по левым бортам колей (см. рис.). Каждая шина несет весовую нагрузку G. Умножив ее составляющую N на коэффициент сцепления φ, получим силу сцепления шины с покрытием Nφ, а вот составляющая T банально толкает колесо вглубь колеи. Чем круче борт, тем меньше Nφ и больше T. Но пока T не «пересилит» Nφ, шина не соскальзывает с наклонной поверхности: при некотором уводе она «держит дорогу» (см. ЗР, 2008, № 6). На сухом асфальте значение φ близко к 0,8 — выходит, предельный уклон, с которого шина не соскользнет, около 80%, или 38,5 градуса. Мокрый, грязный, обледенелый асфальт неизмеримо коварнее — тут и едва заметные колеи опасны. При разгоне, торможении, в поворотах запаса сил сцепления не хватает — колеса соскальзывают туда, где ниже!

ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ

Как известно, ось поворота колеса наклонена назад. Угол ее наклона (кастер) — одно из средств динамической стабилизации машины на заданном курсе. Но наклон-то был подобран для ровной дороги, а в примере на рисунке сила T, приложенная к колесу позади оси поворота, толкает его в колею справа, но одновременно пытается повернуть влево! Сильней это ощущается на машинах с большим кастером (обычно заднеприводных). Переднеприводные послушней — кастер у них мал, к тому же тяговая сила, деформируя шину, несколько смещает пятно контакта вперед. Для кого объяснение сложновато, пусть просто помнит, что в колеях машина неустойчива: руль может потянуть в одну сторону — и тут же бросить в другую! Еще хуже, если возникнут нарастающие колебания: например, съехав с левых кромок колей, колеса ударились в правые, еще сильней отскочили обратно — так недолго вовсе вылететь с дороги.

Если расстояние между колеями такое же, как между колесами, силы Т работают в унисон — и удержать машину трудней. Но не измерять же рулеткой колеи — держите надежней руль. Кстати, колеи передних и задних колес часто разные, что тоже вносит свои помехи в устойчивость машины.

Когда одно колесо в колее, а другое на ровном покрытии, реакции на руле слабей. Снижает их и усилитель, но чересчур мощный неинформативен: излишне легкое управление мешает понять, куда толкают колесо законы физики, и даже богатый опыт не всегда спасает. Мы потому акцентируем на этом ваше внимание, что при управлении современным автомобилем — комфортабельным, послушным, устойчивым — иной водитель легко переоценивает и возможности техники, и собственные. Чем мощней, динамичней машина, тем легче оказаться за гранью допустимого, а с физикой не поспоришь — ее законы действуют независимо от наших настроений!

Знатоки могут возразить: вы, мол, даете упрощенную картину… Не станем отрицать. Поведение машины зависит от великого множества нюансов — старайтесь изучить ее слабые и сильные стороны. Во многих ситуациях автомобили даже одной схемы и класса ведут себя, мягко говоря, по-разному. Ведь здесь важны малозначительные на первый взгляд нюансы. А представьте-ка, что в дело вмешивается качество шин, особенности подвески! При сравнении же совершенно разных автомобилей у вас будет еще больше вопросов.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Из сухих колей выехать как будто несложно. Но когда борт колеи крут и выщерблен — берегись! Если шина резко зацепится краем протектора или боковиной за какую-нибудь выбоину, то возникшая в первый миг сила Р создаст на плече H момент, который дополнительно «клинит» протектор в выбоине. Плечо H в этот миг уподобится большому плечу обката — в зависимости от характера выбоины руль может дернуть так, что не каждый атлет справится! Любители ездить по бордюрам это подтвердят. Так можно и шину порвать, и машину упустить.

В грязной или ледяной колее шине не за что зацепиться — оттого и выехать трудно, особенно если ширина колей на дороге и у автомобиля одинаковая. Тут выехать из них плавно, под острым углом не получится: колеса скользят — и вместе, парой, на горку не поднимутся. Не зря же альпинисты в связке поочередно помогают друг другу! Поступим иначе: энергично прижмем передние колеса к одной стороне колей, затем бросим к другой — и возьмем горку за счет инерции машины. Освобождать из колей задние колеса тоже лучше инерцией, не давая им проскальзывать. Увы, теорию надо дополнить моралью: эти приемы небезопасны — будьте внимательней!

Особой заботы на колейной дороге заслуживают велосипедисты, мотоциклисты, скутеристы. Здесь водителю двухколески крайне неуютно — и ехать рядом с ним на автомобиле, как минимум, неразумно — а вдруг упадет?!

Если колеи залиты водой, уже при скоростях 60–70 км/ч въезд в них требует осторожности: колесо, ухнувшее в воду первым, резко тормозит машину, грозя ее развернуть, — держите руль крепко. Под водой есть риск не заметить какой-нибудь сюрприз, а при высоких скоростях возможно и аквапланирование, когда неуправляемая машина скользит как глиссер. Но трассой пользуются не только добрые люди — вас могут просто вынудить съехать в воду. Поэтому напомним: по любой дороге, даже не залитой водой, стоит ехать с разумной скоростью!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector