2 просмотров

Можно ли ездить при низком давлении в шинах

Содержание

Нужно ли понижать давления в шинах в гололед?

Наступление зимы часто сопровождается температурными колебаниями. В этом случае влажная дорога в течение нескольких часов может покрыться ледяной коркой. В таких условиях даже зимние шины бывают бессильны, особенно на уклонах.

Учитывая прогноз погоды, опытные водители заранее частично стравливают воздух в шинах. Несколько больший износ протектора за это время не так страшен, как риск попасть в дорожную аварию или не преодолеть участок дороги.

О пользе низкого давления. Уровень накачки автомобильных покрышек, в зависимости от модели, находится в пределах от 1,8 до 2,2 Бар и выше. Известно, что перекаченное колесо больше изнашивается по центру в месте контакта, а после длительного движения на полуспущенном колесе износ заметен по краям шины.

Эти факты говорят о том, что при меньшем давлении в шине пятно контакта с дорогой будет увеличиваться. Остается решить, до какого уровня допустимо снижать давление.

Визуально приспущенное колесо заметно уже с давления 1,5-1,6 МПа. Но часто этого уровня бывает достаточно только в случае, когда предстоит движение по обледенелой дороге.

Если водителю предстоит преодолеть насыпь из льда и снега, которую оставила перед машиной снегоуборочная техника, то давление лучше понизить до 1,0 МПа. Полуспущенное колесо в таком состоянии значительно увеличивает сцепную силу, но все еще выдерживает вес автомобиля. Кстати, попытки выехать «из плена» при помощи песка, картона не всегда приводят к успеху.

При движении шина создает перед собой валик, который продавливает ледяную корку или словно накрывая рыхлую массу. Также снижается вероятность пробуксовки колеса.

Следует учитывать, что такую деформацию резины долгое время допускать нельзя. «Жеванная» резина теряет свою геометрическую форму, а значит и ресурс.

Везде ли условия одинаковы. К движению на спущенных колесах прибегать часто нельзя. Скорость при этом не должна превышать 40 км/ч, а расстояние допускается максимально коротким. Стоит использовать понижение давления не только для преодоления локального препятствия в виде рыхлого ледяного бруствера, но и в других ситуациях:

  • для преодоления обледеневшего подъема;
  • при движении в ледяной колее.

После выезда на сухую дорогу, все колеса следует накачать до прежнего уровня. Конечно, в арсенале водителя должен быть компрессор или насос с манометром. Зимой на АЗС не всегда окажут услугу по подкачке шин, а ближайший шиномонтаж может быть далеко.

В качестве заключения. При преодолении ледяного участка дороги владельцы шипованных шин будут в выигрыше. Им не придется прибегать к понижению давления. Но обледеневшая дорога, покрытая твердой коркой или слоем воды — не такая распространенная ситуация. «Шиповки» могут проигрывать на заснеженной дороге, а тормозной путь на асфальте зимней дороги будет, скорее всего, большим.

Водителю стоит подготовиться к зимней эксплуатации шин. Помимо компрессора, под рукой всегда должен быть колпачок для выкручивания золотника. Если он не накручен на сосок, то можно разместить его в салоне в одной из ниш.

Недокачали шины

Что будет если недокачать колеса?

Недокачать — это сколько?

До 0,1 bar (1 psi) допустимо. Такую разницу можно списать на погрешность измер. прибора или холодную температуру (ранее утро или ночь).

Разница в 0,3 бара (3 psi) нежелательна, меняется поведение машины (в худшую сторону).

Что меняется при недостаточном давлении шин?

1. При низком давлении шины ухудшается пятно контакта (протектора) с дорогой: в центре оно ослабевает, а по краям усиливается давление. Давление рисунка шины не равномерно, ламели поджимаются — хуже отводится вода и снег.

2. Снижается упругость — усиливается крен и раскачка в поворотах (способствует «укачиванию» пассажиров), при проезде неровного участка дороги или при резких маневрах возрастает ударная нагрузка на подвеску, при резком торможении на передние колеса усиливается давление, а с задних наоборот ослабевает.
С достаточным давлением при маневрах давление контакта рисунка шины находится ближе к центру шины, а при спущенной шине давление переходит на одну из боковин, например при повороте направо, происходит крен автомобиля на левую сторону — избыточно нагружается левая боковина, рисунок левой стороны шины хороший, но центральная и правая часть значительно ослабевает. При выравнивании руля крен кузова временно смещается на правую боковину и только после выравнивается контакт шины (эффект маятника, раскачка).

3. Рисунок шины и ламели «зажимаются» — шина «собирает» больше камней, песка или крупинок льда с дороги, что также влияет на балансировку колеса и эффективность торможения во влажную или зимнюю погоду.

4. При недостаточном давлении сильнее ощущается колейность, машину чаще «тащит» в колею.

Итог: шина работает не так как это задумано изготовителем как резины так и автомобиля.

1. Риски для безопасности

Ухудшение центрального пятна контакта на спущенной шине с дорожным покрытием влечет:

Ухудшение тормозного пути — из-за недостаточного сцепления с дорогой;

Хуже управляемость и устойчивость на дороге, так как усиливается раскачка и крены. Как следствие электронные помощники ABS и ESP работают не эффективно, особенно зимой.

Повышается риск аквапланирования, а именно потеря управления при проезде лужи или колеи в сильный дождь на высокой скорости;

2. Повышается риск пробить колесо или словить грыжу….

Шина становится менее упругой, в ней чаще и больше застревают камни и шурупы. Также возрастает нагрузка на корд боковины шины и струны корда могут лопнуть образовав грыжу.

Если давление ниже нормы на 0,5 бар то при резком маневрировании шина может разбортироваться с диска, что может стать риском для ДТП.

3. Если шины с Runflat или XL (усиленная боковина), то резина не станет «мягче»….

Иногда недокачивают специально — чтобы было мягче. Но если у вас колеса с Runflat (езда с проколом) или с меткой XL (усиленная боковина) то от уменьшения давления дорога будет ощущаться жестче. Боковина шины теперь сильнее нагружена, а в ней используется усиленный армированный корд который начинает лучше передавать удары на диск колеса.

4. Износ подвески, рулевой и подушек двигателя

Для того, чтобы понять как шины «гасят» удары от дорожных ям, лежачих полицейских, возьмите мяч, накачайте его до полного и попросите по нему бить друга. Затем спустите наполовину мяч и повторите, со спущенным мячем вы будете ощущать сильнее удары. А значит машина также сильнее получает «удар» от дороги:

Рулевое — рейка изнашивается, а усилителю руля тяжелее крутить. Те кто ещё ездит на машине без усилителя руля или со слабым гидроусилителем, могли заметить, что на накаченных колесах руль крутится легче, чем на спущенных.

Подвеска — первыми страдают «косточки» (стойки стабилизаторов) поэтому их лучше менять пораньше, когда только начинают явно постукивать, так как потом изнашиваются сайлентблоки, амортизаторы и рулевые тяги, которые сложнее и дороже заменить.

5. Экономия топлива

На каждые недокаченные 0.2 бар (2 PSI) приходится 1% топлива.
Причина? Раскачка, неэффективное сцепление с дорогой и доп.нагрузка на усилитель руля.

Так, а если я буду перекачивать шины?

Перекачать до 0,2 бар допустимо, особенно если поездки короткие и колеса не успевают прогреться. Либо в машине часто ездят по 3 человека и у вас багаж. Это скажется положительно и на расходе топлива (незначительно), но возможно в ущерб комфорта.

А вот перекачивать более 0,2 бар вредно — учитывая, что через 10 км пути шины от трения нагреются и давление возрастет в сумме на 0,4 бар это может оказаться критичным. Пятно контакта шины сужается, сцепление с дорогой ухудшается. Ухудшается тормозной путь, шины уже не так гасят удары и жестче передают удары и вибрации.

Когда все же можно снижать давление?

Ездите один и без тяжелого багажа — можно спустить до 0,2 бар. «Обычное» давление указывается при условии типичной нагрузке: 2-3 пассажира + багаж + полный бак топлива.

При проходе сложных сыпучих мест — снег/песок/мокрая трава, но это работает только если у вас резина «похожа» на внедорожную, то спустить колеса на 0,5 бар может помочь. После выезда на дорогу не забудьте накачать обратно.

А если с грузом/пассажирами не докачивать колеса, что будет?

Если вам нужно проехать аккуратно 30 км с полным грузом, то можно не накачивать шины.

Недокачав шины до рекомендуемых значений вы рискуете указаны выше недостатками. Отправляясь в путешествие более 50 км, лучше потратить 15 минут и подкачать колеса.

Не обязательно докачивать до указанных. Например в путешествие отправляется 4 человека, багажник загружен на половину, тогда можете лишь немного докачать задние колеса.
Из документа о регистрации ТС можно посмотреть разрешенную max массу и массу без нагрузки, тем самым высчитать сколько максимум можно загрузить в машину и на сколько поднимать давление шин на каждые 100 кг.

Например:
Max масса 1950 кг, без нагрузки 1538 кг.
1950 — 1538 = 412 кг
Обычное давление: 2.3 перед и 2.1 зад. Груженный: 2.3 перед и 2.6 зад.
Допустим едет 4 человека (каждый по 70 кг) и багаж примерно на 20 кг, итого 300 кг.
Давление передних не меняется, а разница задних 2,6-2,1= 0,5 бар. Примерный расчет 0,5 / 412 * 300 = 0,36.
Допустимо округлить в меньшую — 0,3 бар.
Итог примера: достаточно подкачать задние колеса до 2.4 зад.

Почему на некоторых автомобилях передние колеса накачивают сильнее чем задние?

Из-за весового баланса автомобиля: перед тяжелее (из-за мотора), поэтому перекачивая перед мы смещаем нагрузку на зад, что положительно сказывается на маневрах и торможении.

А если давление на левом и правом колесе отличается?

Разницу давления левого и правого колеса в 0,1 бар не заметите.
При разнице в 0,2 бар одно колесо будет изнашиваться быстрее чем другое.
При 0.3 и более кроме повышенного износа машину будет немного вести(тащить) в сторону при прямом руле, ухудшится работа ABS и ESP систем безопасности.

На заметку:

1) Проехал 10 км и вдруг колеса от нагрева «надулись» на 0.2 бар — это нормальная физическая реакция, такой нагрев учитывается производителем машин и электронной системы.

2) Дешевые насосы могут показывать 2,0, а по факту 1,8. Перепроверьте показания своего насоса с другими. Лучше использовать отдельный цифровой/электронный манометр давления.

3) На рамных внедорожника, пикапах и коммерческом транспорте давление в шинах одинаковое как «пустым», так и «груженным». Это связано с тем, что используются большие широкие шины, а также чтобы не вводить в заблуждение и каждый раз не заставлять накачивать спускать шины, поэтому шины на самом деле уже накачены с учетом возможной нагрузки, в некоторых случаях требуется подкачать задние, если используется прицеп.

4) Запасное колесо следует перекачивать, как и указано в инструкции или на самом колесе. Запаска меньше по размерам и чтобы оно выдержало нагрузку его необходимо сильно накачивать (как и низкопрофильную резину).

Почему важно следить за давлением в шинах: советы водителям

Шины — это единственный элемент автомобиля, который находится в постоянном контакте с дорогой. Один из главных показателей их исправности — давление. Оно влияет не только на эффективный расход топлива, но и на безопасность.

Как правило, автопроизводители рекомендуют выдерживать давление в шинах от 2,0 до 2,8 атмосферы. Но на практике бывают ситуации, когда следует отступать от этой нормы.

Проверять давление в шинах следует не реже одного раза в месяц, для этого есть несколько способов. Разбираемся, почему так важно соблюдать оптимальный показатель давления и на что это влияет.

В этом материале:

Чем опасно неправильное давление в шинах

Давление в шинах — это то сопротивление, с которым воздух «давит» на внутреннюю площадь резины. Правильно накачанные шины прослужат дольше, обеспечат лучшие ходовые качества и повысят безопасность поездки. Если в колесах слишком низкое давление или они перекачаны, то автовладелец рискует столкнуться с рядом проблем: от покупки новой резины до угрозы попасть в аварию.

Давление в шинах ниже нормы

Недокачанные шины — это шины, давление в которых ниже рекомендованного значения. В этом случае увеличивается пятно контакта резины с дорогой, что приводит к повышенному трению или сопротивлению качению. Визуально выдать такую проблему может изношенные внешний край протектора.

Повышенное трение с дорогой может привести к перегреву покрышки, ее сползанию и даже разрыву. Кроме этого, пониженное давление в шинах приводит:

  • к их чрезмерному износу;
  • плохой управляемости и менее точным реакциям автомобиля на действия водителя;
  • снижению экономии топлива из-за увеличившегося сопротивления;
  • увеличению риска аквапланирования.

Давление в шинах выше нормы

При избыточном давлении в шинах, то есть выше рекомендованной производителем нормы, пятно контакта уменьшается. Как результат основное трение с дорогой принимает на себя центральная часть шины.

Повышенное давление в шинах приводит к чрезмерной чувствительности к неровностям дороги и риску повреждения шины, вплоть до ее разрушения. Перекаченные покрышки также:

  • делают автомобиль плохо управляемым на больших скоростях и поворотах;
  • подвеска сильнее и жестче отрабатывает нагрузку от кочек и неровностей;
  • из-за меньшего сцепления с дорогой увеличивается тормозной путь (особенно это опасно в дождь или гололед):
  • возрастает вероятность прокола или иного повреждения.

Признаки неправильного давления в шинах

Комментирует автоэксперт, мастер спорта международного класса по автоспорту, Татьяна Елисеева

Для спущенных шин:

  • свистят в крутых поворотах и на маленьких скоростях;
  • если спущено одно колесо – машину начинает водить (тянуть в одну сторону) по дороге;
  • в быстрых поворотах приспущенное колесо «подламливается» – может появиться звук или разбортироваться.

Для перекаченных шин:

  • машина становится более нервной на прямой;
  • ее потряхивает на неровностях;
  • больше чувствуется боковая кромка колеса в поворотах;
  • появляется приятное ощущение (это должно насторожить), что машина вдруг стала хорошо катиться.

Какое давление должно быть в шинах

Для каждой модели автомобиля производитель устанавливает свое оптимальное давление в шинах. Этот показатель зависит от массы авто, скоростного режима эксплуатации, количества пассажиров (частичная или полная посадка), а также загруженности багажника [1].

Информацию о рекомендуемом давлении в шинах можно найти в справочнике по эксплуатации автомобиля или на одной из табличек/наклеек в салоне. Они могут быть:

  • на стойке водительской двери или пороге;
  • на дверце перчаточного ящика;
  • с обратной стороны лючка бензобака;
  • на двери багажника.

Таблица измерения давления в шинах

Давление в шинах измеряется в нескольких единицах. В России обычно указывают в кг/см2 (или атмосферах) и барах (bar). Эти два показателя практически равны, отчего часто используются как синонимы:

  • 1 бар = 0.986923 атмосферы.

На зарубежных моделях чаще применяются фунты на квадратный дюйм (pound per square inch) или «psi».

  • 1 psi = 0.068948 барам
  • 1 бар = 14,5 psi

Для удобства автопроизводители могут указывать давление сразу в двух единицах — bar и psi. Таким образом необходимости самостоятельно рассчитывать по формулам отпадает. В противном случае, это можно сделать в одном из онлайн-калькуляторов или свериться с таблицей популярных значений.

Самые распространенные значения давления в шинах в bar и psi

Давление в шинах летом и зимой

Существенное влияние на давление в шинах оказывает температура: когда она падает, то и давление в колесах снижается вместе с ней. При понижении температуры на 10 градусов Цельсия шины подспускает в среднем на 0,07–0,14 бара или от 1 до 2 psi [2].

Для летней резины обычно используют показания, рекомендованные производителем. Но зимой к этим цифрам советуют прибавлять около 0,2 бар [3].

Специалисты также рекомендуют проверять и корректировать давление в шинах при температуре наружного воздуха. В холодное время года подкачку лучше выполнять не в теплом гараже, а на улице. Летом перед такой манипуляцией стоит убедиться, что одни колеса автомобиля не стояли под палящим солнцем, а другие в тени.

Когда следует корректировать давление: 5 примеров

Иногда давление в шинах следует корректировать по ситуации. Например, при полной загрузке машины или буксировке прицепа. Для таких случаев автопроизводители, как правило, отдельно указывают оптимальное давление.

Но бывают моменты, которые попадают в разряд экстремальных и нестандартных (особенно, если до этого машина чаще всего ездила по городу). Автомобильный эксперт Татьяна Елисеева разобрала самые распространенные из них:

Длительная поездка по трассе

Приводит к нагреву колес, особенно летом, и поэтому надо перед такой поездкой придерживаться рекомендаций производителя. Мы не знаем, что нам встретится: заплаточный ремонт дороги или проливной дождь. Ведь для каждой из этих ситуаций рекомендации будут противоположные. Играть с давлением могут спортсмены, когда условия трассы известны и инженеры можно всегда поменять настройки. Для дальней дороги обывателю надо просто выбрать среднее.

На бездорожье

Шины надо стравливать, особенно на песке. Вопрос на сколько? Можно стравливать и до 0,7 атм, но не очень опытный автомобилист может неаккуратным движением сорвать колеса в пробуксовку, а если при этом водитель будет резко крутить руль (например, пытаясь зацепиться за край колеи), то шина может соскочить с диска. И такие случае встречаются регулярно.

По укатанному снегу и льду

При околонулевой температуре по укатанному снегу, льду или шуге для новых колес (типа «липучка» или шипованных) лучше чуть-чуть перекачать колеса, чтобы из центральной зоны пятна контакта выдавливалась вода и шуга и протектор лучше работал. Колесо должно очищаться, чтобы работал протектор. Когда оно забивается снегом тормозной пусть и сцепные свойства сильно ухудшаются.

Если на машине изношенные колеса, но с допустимой глубиной протектора для зимних шин (4 мм), то надеяться на правильную работу протектора не стоит. Такая невысокая шашечка уже не выталкивает снег. В таком случае надо снижать давление в колесе, тем самым увеличивая то самое пятно контакта.

На загруженной машине

На проселочной дороге важным фактором будет именно общая масса машины. В этом случае давление выбираем по загрузке – конкретные показатели надо посмотреть на центральной стойке кузова. Там вы увидите примерно следующую рекомендацию: чем больше загруженность машины – тем выше должно быть давление в задних колесах.

Но сильно разбитая дорога может привести к грыжам, разрывам и повреждениям шин. Поэтому если повышаем давление, то по плохой дороге едем максимально спокойно и размеренно. Или слегка отступаем от рекомендации производителя и поднимаем давление не так сильно, как рекомендует производитель.

В горной местности

Главный фактор изменения поведения колеса – это не перепад давления на высоте, а наличие большого количества крутых поворотов и долгих торможений. Шина будет нагреваться не только от нагрузок, но и от работы тормозных механизмов. Поэтому идея, что из-за низкого давления надо поднимать давление в шинах – неправильная, ведь куда большее влияние в этом случае оказывает температура колеса.

Как проверить давление в шинах

Рекомендованное давление всегда указывается для холодных шин. Это значит, что автомобиль не был в движении в течение трех часов или проехал менее 1,6 км (или одну милю).

Проверить давление в шинах можно двумя способами: самостоятельно или на станции СТО. В первом случае, достаточно воспользоваться общедоступной «подкачкой» на АЗС или приобрести манометр. Это устройство для измерения давления в шинах бывает трех видов:

  • стрелочный. Простой рабочий механизм, как правило, выдающий небольшую погрешность;
  • электронный. Компактный, удобный цифровой экран, работает от батареек;
  • реечный или с выдвижной шкалой. Недорогой, прост в использовании, но более хрупкий по сравнению с другими видами.

Еще один вариант — установка специальных колпачков контроля давления на каждый ниппель. Такой гаджет работает следующим образом: верхняя часть колпачка прозрачная и в зависимости от уровня давления в ней появляется индикатор трех цветов. Зеленый — давление в норме, желтый — колесо спускает, красный — давление превысило норму.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector