0 просмотров

Можно ли ездить на лысой резине летом

Определяем износ шин самостоятельно

Многим водителям прекрасно известно, что езда на «лысой» резине — это плохо. Но начинающий водитель, как правило, не осознаёт, насколько это может быть критично, и имеет весьма смутные представления о том, какие факторы влияют на износ шин. В статье постараемся рассказать об этих факторах, а также поговорим о том, можно ли самостоятельно определить степень износа покрышек.

Почему на таких покрышках ездить нельзя

Что такое автомобильная шина? В сущности, это расходный материал. Резину автовладелец меняет дважды в год — зимой и летом. Но со временем протектор на шинах стирается настолько, что колесо становится «лысым». Ездить на такой резине опасно в любое время года и по любой дороге. Есть мнение, что шины с качественным протектором, которые буквально вгрызаются в дорожное покрытие, актуальны только зимой. Но это не так. Они нужны и летом.

Если рисунок на протекторе полностью стёрся, у шины не будет нормального сцепления даже с ровным и совершенно сухим асфальтом. О поездке по мокрой дороге и говорить не приходится: начнётся так называемое аквапланирование, при котором сцепление с дорогой утрачивают все колёса, и машину буквально несёт потоком воды. В такой ситуации все попытки управлять машиной обречены на провал.

А если машина с лысыми покрышками попадает на дорогу, покрытую шугой (это каша изо льда и грязи, появляющаяся после оттепели), она перестаёт ехать и начинает скользить. У этого явления даже есть название — «слэшпленнинг». А происходит всё это потому, что лысая покрышка не в состоянии отвести избыток воды из пятна контакта. В результате пятно контакта покрышки с дорожным покрытием уменьшается в несколько раз, что неизбежно сказывается на управляемости. Машина может слететь в кювет, ударить автомобили, идущие впереди, её может сильно занести буквально на ровном месте. Это далеко не полный перечень неприятностей, которые могут произойти с любителем «донашивать» лысую резину. И это ещё не всё. Остатки протектора на лысой шине могут в любой момент отслоиться полностью, после чего шина взорвётся прямо на ходу. Наконец, если протекторы на разных колёсах стёрты по-разному, это тоже опасно: неожиданные заносы такому автомобилю практически гарантированы.

Факторы, влияющие на «облысение» шин

Есть масса факторов, ускоряющих износ шин. Перечислим самые распространённые:

  • Небрежное вождение машины, особенно резкое торможение и старт с места с пробуксовкой. Сюда же относятся наезды на препятствия при движении на большой скорости, ситуации, когда боковины шин задевают за бордюры и т. д.
  • Редкое техобслуживание и ремонт покрышек. Если должный объём технических работ не выполняется в положенные сроки, это ведёт к тому, что посторонние предметы, застрявшие в рисунке протектора, вовремя не обнаруживаются и не извлекаются. В результате они проникают глубже в шину, что ведёт к ещё большим повреждениям.
  • Правила монтажа при установке и снятии шины были нарушены. Шины могут быть из разных комплектов, они могут быть разных размеров. Шину могут поставить на ржавый или повреждённый обод и т. д.
  • Колёса не сбалансированы должным образом. Если в колёсах нет должного равновесия, то при езде на высокой скорости в одном из колёс возникает динамический дисбаланс, который приводит к биению шины либо в радиальном, либо в боковом направлении. Это может привести как к преждевременному износу, так и к самопроизвольному разбортированию колеса.
  • Неверно отрегулированные развал и схождение ведут к износу как одного, так и двух передних колёс.
  • Выработавшийся тормозной барабан может стать овальным, в результате торможение идёт неравномерно, и на протекторе шины изнашиваются только отдельные участки. При этом барабан ещё и перегревается, а температура шины увеличивается, что тоже способствует преждевременному износу.
  • Наличие ощутимого люфта в системе рулевого управления и погнутые рулевые тяги, выступающие или изогнутые элементы рессор, провисшие из-за поломок крылья.
  • Масло, подтекающее из двигателя прямо на протектор.

Виды износа резины

Теперь разберёмся с видами износа автомобильных шин. Сразу следует оговориться, что принципиальной разницы между износом шин грузовых и легковых автомобилей нет. В обоих случаях на покрышки действует один и тот же набор факторов из числа тех, что перечислены выше. Здесь же следует упомянуть о зимних и летних шинах. Схема их износа примерно одинакова, разница лишь в том, что зимние шины, как правило, изнашиваются немного медленнее летних. Переходим к видам износа.

  • Нормальный. Название говорит само за себя. Поверхность протекторов на всех четырёх колёсах изношена одинаково. При осмотре никаких существенных дефектов не выявляется.
  • Износ передних и задних колёс. Он может быть разным. Это связано с тем, что передние и задние колёса могут нести различную нагрузку. Если это так, тогда на передних покрышках сильно изнашиваются боковые поверхности, в то время как на задних больше страдает середина протектора. Это правило не распространяется на автомобили с ведущими передними колёсами. Как правило, у таких автомобилей передние покрышки бывают изношены как сбоку, так и посредине.
  • Износ односторонний. Самая распространённая разновидность шинного износа. Причина — нарушения в подвеске, прежде всего, проблемы с развалом и схождением. Если износ наблюдается на внешней стороне покрышки, значит, имеет место излишнее положительное схождение. Изношена внутренняя сторона — значит, налицо отрицательный развал.
  • Износ пятнистый. В этом случае небольшие изношенные участки наблюдаются по всей площади протектора. Причина — износ тормозного барабана и неравномерное торможение, о чём уже говорилось выше.
  • Износ пиловидный. Это частный случай пятнистого износа. Чаще всего встречается на передних ведущих колёсах машин, протектор которых имеет блочный рисунок. Из-за своей геометрии эти блоки при контакте с дорогой вдавливаются глубоко в шину, а затем протаскиваются по дороге. Это длится доли секунды, но этого хватает для того, чтобы передняя кромка протекторного блока износилась сильнее задней, и протектор стал похож на пилу.

Хорошо видны изношенные передние края протекторных блоков

Когда менять шины по износу (летние/зимние, легковые/грузовые)

Следует понимать, что долговечность покрышек может варьироваться в очень широких пределах. Ключевую роль тут играет не назначение резины (летняя она или зимняя), а её производитель. Если фирма хорошая (к примеру, Michelin), то шины можно менять после 40–50 тыс. км пробега. Если качество шин оставляет желать лучшего, то переобуваться придётся каждые 10–20 тыс. км. Вообще, есть универсальное для всех автомобилей правило: если износ шины достиг критической величины, при которой глубина протектора стала меньше 1.6 мм, то шину надо срочно менять.

Способы определения уровня изношенности резины

  • Осмотр. Самый простой способ. Если шины работают уже давно, их износ будет виден невооружённым глазом. Всё, что для этого нужно, это по очереди поддомкратить колёса и внимательно к ним присмотреться, вращая их вручную. Внутренние боковины покрышек удобнее всего осматривать из ямы, освещая их фонариком.
  • Использование индикаторов износа. Индикатор представляет собой блок произвольного сечения высотой 1.6 мм. Находится такой блок в самой широкой протекторной канавке. Если протектор сносился настолько, что по высоте сравнялся с индикаторным блоком, значит, покрышку пора менять.
  • Цифровые индикаторы. По сути, это канавки разной глубины, прорезанные в протекторе. Каждая такая канавка образует цифру. По мере того как шина изнашивается, цифры исчезают одна за другой. Эти индикаторы очень популярны у фирм Matador и Nokian.

Их используют многие фирмы

Продаётся в каждом автомагазине

Для этого используется монета достоинством в 2 рубля

Итак, износ шин необходимо контролировать, причём делать это надо как можно чаще. Несмотря на то, что их принято считать расходным материалом, экономия на этом материале ни к чему хорошему не ведёт. В лучшем случае это проблемы с управлением, в худшем — авария.

Лысые? Всесезонные? Новые шины? — вот опасности от них

Если шины новые

Казалось бы, что может быть лучше новых шин? Их смачный резиновый запах напоминает о себе при приближении к автомобилю. Вы вместе с машиной радуетесь обновке, обещающей беспроблемные пробеги по городам и весям нашей бескрайней. Но новые летние шины требуют к себе внимания, особенно в период обкатки.

Известно, что новый автомобиль нуждается в обкатке, чтобы равномерно притерлись детали в двигателе и шестерни в коробке передач, чтобы прикатались подшипники ступиц. Заводы-изготовители поэтому и не рекомендуют в первые две тысячи пробега раскручивать двигатель до максимальных оборотов и развивать максимальные скорости на дороге. Аккуратная обкатка — залог долгой и безотказной работы автомобиля.

С шинами сложнее. Обкатка для них означает не только правильную посадку на ободе, но и удаление верхнего тончайшего слоя смазки на поверхности протектора. Ее наносят на форму, в которую резиновую смесь закладывают перед вулканизацией, — иначе резина прилипала бы к форме намертво. Чтобы очистить шины от этого состава, надо проехать примерно 1000 км.

Процесс обкатки новых шин требует от автомобилиста повышенного внимания, ведь шины могут заскользить даже на сухом асфальте. Чтобы аккуратно прикатать новые шины, на первой тысяче километров не стоит ездить быстрее 90 км/ч и резко тормозить.

Если шины лысые

Пытаясь оправдать езду на изношенных покрышках, вы успокаиваете себя тем, что гонщики Формулы-1 тоже ездят на шинах, лишенных рисунка, на сликах. Слик — вид спортивных шин со специальных составом резины, на которых отсутствует протектор. Поверхность резины без канавок способствует максимально возможному пятну контакта с асфальтом. Благодаря отличному зацепу резина позволяет раскрыть потенциал автомобиля, особенно если это касается подготовленных машин. Слики бывают сухие и дождевые. Имейте в виду, что слики обеспечивают хороший зацеп, только когда хорошо прогреты и сами шины, и асфальт. Отсюда и взялось выражение «прогревочный круг». Перед стартом гонки пилоты виляют из стороны в сторону, и эти маневры разогревают резину. Так или иначе, к гражданским изношенным до предела покрышкам все это не имеет отношения.

Первая опасность изношенных шин — риск прокола на скорости при наезде на безобидный с виду камешек, который вы и не заметили. Истонченный внешний слой протектора может продырявить и сучок, и болт, и осколок стекла. А проколотое колесо, особенно если это покрышка передней оси, да еще на скорости, может привести к потере управления и аварии с непредсказуемыми последствиями.

Вторая — риск аквапланирования. У покрышки, лишенной рисунка, естественно, нет и отводящих воду канавок. В дождь лысая резина многократно увеличивает опасность аквапланирования, которое может возникнуть при езде по неглубокой луже на скорости уже 60 км/ч. Аквапланирование, как известно, также лишает водителя возможности управлять автомобилем.

Третья опасность — риск застрять на ровном месте. Съехав на траву или на влажный грунт, ваши колеса начнут буксовать — им нечем уцепиться за поверхность. В таком случае нередко единственным средством решения проблемы может стать вызов буксира или эвакуатора.

Тем, кто рискует ездить на лысых колесах, нужно прежде всего забыть о скорости, избегать резких маневров и торможений. И, по возможности, быстрее переобуть автомобиль в шины с протектором глубиной не менее 1,6 мм, как того требуют Правила. Нужно также помнить, что инспектор ГИБДД вправе проверить высоту рисунка протектора и, в случае выявления нарушений, привлечь к административной ответственности. Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф в 500 рублей, которые не стали бы лишними при покупке новой резины.

Если у вас всесезонные шины

Решив сэкономить, вы приобрели всесезонные покрышки, и теперь на боковине у вас, согласно международным стандартам классической маркировки всесезонных шин, аббревиатура AS (All Season, «всесезонная») или AW (All Weather, «всепогодная»). Что нужно помнить при езде на всесезонках летом?

Универсальных шин не бывает и что ваши в чем-то уступают летним покрышкам. Всесезонным шинам летом не хватает жесткости, а зимой — эластичности. Для точной управляемости на высоких скоростях при езде по асфальту протектор должен быть жестким, с минимальным смещением блоков. А у всесезонки для езды по снегу и льду блоки изрезаны многочисленными ламелями, которые снижают жесткость протектора. Однако, это положительно сказывается на сцепных свойствах шины на мокром покрытии.

В автомобиле, обутом во всесезонные шины, будьте внимательны в поворотах, следите за поведением автомобиля. Особенно в жаркую погоду. При высоких температурах резиновая смесь всесезонки размягчается, это отрицательно сказывается на адгезии, ухудшает реакции автомобиля на поворот руля.

А отсюда один вывод — если у вас универсальные шины, не гонитесь за скоростью, будьте разумны при маневрировании, избегайте резких торможений.

  • Как влияет температура асфальта на сцепные свойства шин? Все подробности — тут.

ЧЕМ ОПАСНЫ ИЗНОШЕННЫЕ И «ЛЫСЫЕ» ШИНЫ?

В статье поговорим про изношенные шины — чем они опасны и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля. Когда стоит менять старые покрышки на новые?

ПОВЕДЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ

Оговоримся, что будем оценивать изношенные шины по сравнению с новыми, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. Протектор новых покрышек имеет глубину около 8-10 мм, т.е. шины износились примерно наполовину. Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества шин на сухой дороге.

Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это можно объяснить, что протектор изношенных покрышек уменьшился, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но опять же, разница по сравнению с новыми шинами — минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит.

С другой стороны — при резком торможении, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление покрышки с дорогой падает. Особенно при эксплуатации шины в предельных режимах и на высокой скорости.

ПОВЕДЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, новые шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные — при 66 км/ч! Т.е. разница существенна. Это происходит по тому, что уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично — когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорогой, т.е. он становится полностью неуправляемым.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между новыми и изношенными шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти не заметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. На изношенных шинах заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается — на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ протектора шины. И для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: