3 просмотров

Когда появились зимние шины

Когда появились зимние шины

Календарь автолюбителя отличается от календаря обычного человека. Смена сезонов для владельца автомобиля ознаменована важным для него событием: сменой покрышек. Как выяснилось, далеко не все знают и понимают, для чего необходимо «переобуваться» перед началом холодов и после них. Многие воспринимают это лишь как повод для придирок гаишников. На самом же деле, от использования сезонной резины напрямую зависит безопасность движения, и смена покрышек — дело жизненно важное!

1. Отличия летней и зимней резины

Основные различия летней и зимней резины заключаются в составе самой резины и рисунке протектора.

Резина, как и любой другой материал, дубеет при низкой температуре. Соответственно, покрышка на морозе теряет мягкость, становится «пластмассовой». Это негативно отражается и на самой покрышке — она скорее износится, и на безопасности езды. Смену летних покрышек на зимние рекомендуют делать, когда температура воздуха понизится до +7°С. При такой температуре, и, тем более, при более низких температурах, летняя резина становится небезопасной.

Зимняя резина, за счёт специальных добавок, сохраняет мягкость и на холоде. Зная это, вы поймёте, почему не стоит на зимних покрышках ездить летом: в тепле, а уж тем более, в жару, зимняя покрышка становится слишком мягкой, чтобы обеспечить безопасность движения.

Протектор зимней резины имеет рисунок, составленный из «шашечек» различной конфигурации. Их предназначение — обеспечить сцепление покрышки с заснеженной дорогой. На летнем асфальте «шашечки» бесполезны, и даже опасны, так как такой протектор снижает управляемость автомобиля.

2. Когда появилась зимняя резина?

Первые попытки создать зимнюю резину были сделаны в Финляндии. Пионером выступила компания Suomen Gummitehtas, впоследствии переименованная, и известная сегодня, как Nokian.

В продажу зимние шины поступили в 60-х годах XX века. От летней резины они отличались лишь наличием металлических деталей, прообразом современных шипов. Шипы улучшали сцепление колеса с дорогой, но сама резина продолжала трескаться и лопаться на морозе.

Следующий шаг в эволюции зимней резины был сделан компанией Metzeler. Её специалисты после ряда экспериментов нашли добавку, которая позволяла резине сохранять упругость и на холоде. Такой добавкой стала кремниевая кислота.

Между тем, в ряде стран запретили использование шипованных покрышек, ввиду того, что они негативно воздействовали на дорожное покрытие. Производители направили свои усилия на создание шин с особым, «зимним», рисунком протектора. Первой нешипованные зимние покрышки потребителям предложила компания Bridgestone в 1982 году.

Таким образом, появлению современной зимней резины мы обязаны не какому-то одному гениальному изобретателю, а совместным усилиям инженеров ведущих мировых производителей автомобильных покрышек.

3. Шиномонтаж

Монтаж зимних шин осуществляется по тем же правилам, что и летней резины. Проследите, чтобы при установке было соблюдено направления вращения покрышек. Потребуйте от сотрудников мастерской тщательно отбалансировать колёса. Нелишним будет после установки зимней резины проверить и отрегулировать развал-схождение.

Почему автомобилисты в Советском Союзе ездили зимой на летней резине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Все автовладельцы меняют резину в зависимости от сезона, и это сейчас норма вещей, прописанная в законодательстве. А вот 30 лет назад или чуть больше все владельцы автотехники прекрасно обходились без этого, имея резину всего лишь в одном комплекте. Возникает вопрос: почему так? И на него есть вполне логичный ответ.

Всего было несколько факторов, продиктованных образом жизни и положением вещей несколько десятков лет назад.

Зимние шины были слишком дорогим удовольствием и поэтому недоступны для большинства обычных водителей. На одном и том же комплекте резины в восьмидесятых-девяностых годах в основном катались до последнего. А когда меняли, то еще и передавали, например, соседу по дому или знакомому, который выезжает редко, а проехать пару раз на дачу за сезон хватит.

Зимняя резина в Советском Союзе предназначалась для всех сезонов. Протектор на ней, достаточно глубокий, давал возможность не спеша доехать из одной точки в другую. В основном водители тех лет на дорогах вели себя спокойно, без лихачества. Да и ремонтировали свои машины, как правило, сами владельцы. Почти все водители могли спокойно колесо разбортировать и камеру вулканизировать. К сожалению, в наше время далеко не каждый водитель сможет эту работу сделать самостоятельно.

Советские люди ежедневно в магазины и на работу на личных машинах не ездили. Для этого у них существовал общественный транспорт. Своя же машина выгонялась из гаража пару-тройку раз в неделю, а у кого-то и еще реже, особенно в зимний период. Во дворе автомобили никто надолго не оставлял. У всех были гаражи, а у многих они находились вообще в противоположной стороне от дома на краю города.

Еще одним важным фактором является плотность движения. В СССР даже в крупнейших городах пробок на дорогах в принципе никогда не было, так как поток транспорта был небольшим, автотрассы пустыми, во дворах жилых домов не собиралось огромное количество машин, которые стоят просто на тротуарах, а то и на газонах. В условиях современного дорожного движения проехать на летней резине зимой в принципе невозможно.

Уровень водительской подготовки в автошколах тоже изменился и далеко не в лучшую сторону. Элементарному, конечно, учат, но тонкостям вождения в зимний период, как и контраварийному вождению точно не научат, в отличие от советских автошкол. В связи с этим водители умели вести себя на заснеженных трассах и справлялись со сложностями вполне хорошо.

Если вспомнить советские времена, то автомобиль был тогда больше не как средство передвижения, а как роскошь. Взять и купить его каждый желающий, да еще и в любое время не мог. Поэтому когда все-таки покупка совершалась и желанная машина появлялась, ее берегли как настоящее сокровище, ездили на ней очень аккуратно.

Долгое время в СССР резина была внесезонной и использовалась круглогодично, так как другой просто не было. Этого было вполне достаточно, так как трафик на дорогах был спокойным, пробки отсутствовали, ездили на личном транспорте редко и вели себя на дороге водители спокойно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Зимняя резина в СССР: на какие хитрости шли водители, чтобы не скользить

Достать зимние шины для легковушки было сложным и очень дорогостоящим занятием вплоть до середины девяностых. А уж в «золотые годы» СССР — почти невыполнимым заданием. «Своей» зимней шины в Союзе не было вплоть до Михаила Горбачева, а импортные — только финские Nokian — можно было получить только счастливчикам, оказавшимся в нужное время в нужном месте. Да и то не всем.

Первые отечественные зимние шины для легковых авто начали выпускать лишь в перестроечные годы, хотя знаменитый на весь союз НИИШП — Научно-исследовательский институт шинной промышленности — разработал такую покрышку аж в 60-х годах. Руки, вернее заводы, довели детище инженеров до конвейера только в конце восьмидесятых. Так появилась знаменитая АИ-168-У, прозванная снежинкой за характерный рисунок протектора.

Изначально это была дубовая резина, которую ставили исключительно на ведущую ось заднеприводных автомобилей, потому что дикие «удары в руль» и вибрацию, разносящую в дребезги подвеску, могли пережить не все. Четыре «снежинки» ставили исключительно на полноприводные авто. Автомобиль, обутый в такие покрышки, был неуправляем на льду и на асфальте, зато показывал настоящие чудеса на легком бездорожье и в глубоком снегу. Ошипованная «снежинка» проезжала даже там, где пасуют более технологичные «современники».

Комплект таких шин стоил 200 рублей, а полный кузов «ГАЗона», как рассказывают ветераны, распродавался за один день. На две новых покрышки можно было выменять диван. Кстати, резина изначально была нешипованной, а установка «зубьев» с победитовыми наконечниками занимались уже сами автовладельцы. «Снежинка» встречалась исключительно в размерности 165/65 R13, и даже устанавливалась с завода на «сельские» модификации выходцев с конвейера АЗЛК.

С годами состав доработали, а умельцы научились профессионально интегрировать в нее шипы — причем не в 4 размеченные завода ряда, а в шесть — и даже нарезать более агрессивный протектор, благо заводская высота «резины» позволяет такие эксперименты. Шипы, к слову, нужно было 200 километров прикатывать по асфальту, чтобы они встали на свои места и продержались до конца эксплуатации шины. Читай — вечность. В лучшие годы предприятие выпускало по 50 000 покрышек в год, но в 2002-м качественная импортная резина заставила Уральский шинный завод прекратить выпуск АИ-168-У.

Впрочем, история «Снежинки» на этом не заканчивается. Даже сегодня можно приобрести шины АИ-168-У новыми: Алтайский шинный комбинат до сих пор их производит, а низкая цена — около 1800 рублей за колесо — обеспечивает достаточный для сохранения производства спрос.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: