0 просмотров

Каково назначение рисунка на шинах автомобильных колес

Маркировка на шинах: основные значения

В зависимости от времени года за окном, водителям приходится менять шины на автомобиле. Помимо логичного выбора, то есть зимней или летней резины, нужно определить размер, степень нагрузки и прочее. Чтобы получить эту информацию, нужно знать, что означает маркировка на шинах.

Маркировка состоит сразу из нескольких значений. Например, обязательно указывается марка резины, размер, производитель. Первые три цифры – это размер диска, как правило, в дюймах, где один дюйм это 2.54 сантиметра, ширина покрышки, высота профиля. Маркировка наносится с наружной стороны.

Чтобы понять, что значит маркировка, можно разобрать конкретный пример. Например, на колесе обозначено: 195 60 R16. Первая цифра 195 миллиметров – это ширина протектора. Вторая цифра демонстрирует как высота протектора и ширина соотносятся друг с другом. Чем выше значение индекса, тем лучше сцепление колеса с покрытием на дороге. Это важно для тех, кто постоянно передвигается в местности, в которой часто идут дожди. Ведь именно такие шины в какой-то степени могут сохранить вам в жизнь в случае чего. Их не занесет в другую сторону, управлять автомобилем будет легче.

Последняя цифра – это внутренний диаметр покрышки, измеряется в дюймах. Главная ошибка многих водителей – они приобретают резину и не учитывают тот факт, что внешние параметры могут изменяться. На каждом колесе есть еще одна маркировка – это допустимая скорость. Расположена маркировка после цифр на шинах, которые обозначают ее размер. Цифра демонстрирует, какую максимальную скорость способна выдержать шина. Превышать это значение категорически не рекомендовано. В противном случае срок эксплуатации шин будет снижен, да и о безопасности говорить не придется.

Фото: «CAR.RU»

После индекса скорости стоят еще одни цифры. Там, как правило, указывается возможная нагрузка на одну покрышку. Это может выглядеть так: 88Т. Это означает, если транспортное средство наберет максимально допустимую скорость, предположим это будет 190 километров в час, тогда каждое колесо сможет выдержать до 500 килограмм, не более. Соответственно каждое значение обозначает конкретную массу.

Обозначение европейской маркировки. У каждой цифры на шине есть свое обозначение. Чтобы было понятно, в качестве примера можно взять такую модель покрышки: Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H. Здесь можно считать следующую информацию:

  1. Cordiant – фирма, которая занималась изготовлением покрышки. В восточных странах компания занимает лидирующие позиции.
  2. Sport 3 – маркировка означает, что это спортивные летние шины, рисунок на протекторе асимметричный. Шины выдержат быструю езду.
  3. 225 – демонстрирует ширину колеса в миллиметрах.
  4. 65 – это отношение высоты профиля к его ширине, изменение в данном случае в процентах.
  5. R – надпись может располагаться сбоку шины. Маркировка обозначает, что шина радиальная, иными словами нити расположены параллельно друг другу.
  6. 17 – это посадочный диаметр покрышки.
  7. 106 – это индекс, показывает, какую максимальную нагрузку может выдержать шина. Данное число или трехзначное, или двухзначное. В данном случае это цифра 106, приравнивается в 950 килограммам.
  8. Н – отражает максимальную скорость, которую может выдержать шина.

Фото: «CAR.RU»

Сбоку шины также может быть маркировка. Например, XL – говорит о том, что покрышки усиленные, индекс грузоподъемности составляет больше 3-х единиц. Traction – отражает, насколько хорошо шина сможет затормозить на очень мокром дорожном полотне.

Также на шинах может быть цветная маркировка, но ее значение знать водителям вовсе не обязательно. Информация полезна для автомехаников, которые занимаются ремонтом. Поэтому разбираться в этой маркировке не имеет смысла.

Помните, маркировка на шинах это не просто буквы и цифры. Благодаря им можно многое узнать о них, как эксплуатировать правильно, в каких условиях и прочее. Соблюдая все правила удастся продлить срок жизни шинам.

Виды протектора автомобильных шин: рисунок, назначение, особенности

Автомобильная шина имеет внешний слой, который называется протектором. Он отвечает за управляемость транспортного средства, эффективность торможения и другие важные эксплуатационные характеристики

Что такое протектор шины

Основной задачей является достижение оптимального пятна контакта с дорогой. При этом, имеются дополнительные элементы, которые улучшают сцепление с покрытием, управляемость и другие важные нюансы.

Иногда протектор шины может выполнять и декоративную функцию. Некоторые производители делают его с цветовыми пятнами, в этом случае автошина становится элементом декоративного оформления автомобиля.

Фактически протектор – внешний слой профиля шины, который непосредственно взаимодействует с покрытием. Состоит из нескольких конструктивных элементов, все вместе обеспечивает эффективность покрышки. Важной характеристикой является рисунок, именно он во многом определяет возможности шины справляться с конкретными дорожными условиями.

Состоит из двух элементов.

  • Беговая дорожка. Центральная часть рисунка. Отвечает за сцепление с дорогой.
  • Плечо (боковые блоки). Позволяют удерживать автомобиль на дороге. В некоторых случаях дополнительно помогают передвигаться по рыхлому грунту. Это зависит от особенностей конструкции.

Виды протектора в зависимости от типа шины

Легковые

Как уже упоминалось выше, важно правильно подбирать рисунок протектора. Тут нужно учитывать, что они делятся на несколько групп и разновидностей. В первую очередь речь идет о разделении на зимние и летние, это происходит в связи с особенностями дорожного покрытия в разные сезоны.

Летние покрышки предназначены для использования при температурах свыше +5°, соответственно происходит это в определенных условиях. Такие покрышки отлично приспособлены к самым разным ситуациям, которые могут возникнуть в летнее время. Разберем основные варианты для такой резины.

  • Симметричный ненаправленный. Рисунок одинаков по обе стороны от центра. Могут использоваться любые технические решения, это один из самых простых и распространенных видов шин. Высокая сбалансированность, что позволяет получить плавность хода и комфорт.
  • Симметричный направленный. Протектор «смотрит» в одну сторону, при этом половинки протектора зеркально отображены. Такие шины имеют хороший коэффициент отвода воды из пятна контакта на высокой скорости. При установке нужно смотреть на направление, оно указано стрелкой и маркировкой «Rotation».
  • Ассиметричный ненаправленный. Имеет разделенный на две части протектор. Это позволяет соединить в себе разные характеристики. Отлично ведут себя при перестроениях и резких маневрах. Некоторые модели имеют маркировку, указывающую на какую сторону автомобиля следует устанавливать.
  • Ассиметричный направленный. Самые дорогие шины, но при этом имеют некоторые преимущества. Одна половина профиля уже (внутренняя), что обеспечивает улучшенное сцепление с дорогой, при этом более широкая часть обеспечивает надежный отвод воды. Обязательно имеют маркировку направления движения, а также какая сторона должна размещаться «внутри» колеса.

Для зимней резины также имеется несколько разновидностей протектора. Это дает возможность эффективно подобрать шины для конкретных условий эксплуатации.

  • Европейский. Отличается некрупными сегментами. Также имеются диагональные прорези, которые дают возможность оптимально отводить воду из пятна контакта. Ламели зачастую отсутствуют. Оптимально подходят для регионов с мягкой зимой или неустойчивой погодой.
  • Скандинавский протектор, часто его называют «липучкой». Глубина протектора может достигать 9-10 мм. Плечевые блоки имеют острые края. Ламели размещаются очень плотно, могут иметь оригинальную форму. Прекрасно ведут себя на снегу, а также в мокрую погоду.

Иногда в отдельный вид протектора относят «шиповку», но на самом деле шипы устанавливают в скандинавский рисунок. Поэтому, отдельно рассматривать шипованные шины тут не стоит. Такой вид протектора шин обеспечивает достаточный уровень безопасности при движении.

Грузовые

Разновидностей грузовых шин много. Это обусловлено особенностями эксплуатации таких покрышек. Делят протекторы по области применения, а также по возможности установки на конкретную ось. Разберем основные нюансы покрышек для грузового транспорта.

  • Рулевые. У таких покрышек основной задачей является возможность сохранения курсовой устойчивости. Соответственно, протектор отличается глубокими, прямыми канавками. Могут иметься дополнительные плечевые блоки, способствующие сохранению направления движения. Ламели отсутствуют. Могут иметься поперечные нарезы для отвода воды.
  • Ведущие. Устанавливаются на ведущую ось. На них в процессе эксплуатации выпадают большие нагрузки. Поэтому, протекторы обладает устойчивостью к стиранию. Рисунок должен обеспечивать максимальное сцепление с дорогой. Обычно используются крупные элементы и блоки – квадраты, ромбы и другие разновидности блоков протектора.
  • Универсальные. Сочетают в себе элементы рисунка рулевых и ведущих покрышек. Зачастую сначала устанавливают на ведущие оси, а потом по мере истирания переставляют на рулевую.

Стоит учитывать, что у грузовых автомобилей выделяют и дорожный протектор. Он может подходить для любых осей, является универсальным. Основным отличием является прямой рисунок с крупными блоками, а также прямыми или зигзагообразным.

Еще при выборе рассматривают магистральные и региональные покрышки. Они отличаются, в том числе и протектором. Магистральные шины отличаются меньшей глубиной нарезов. Региональные зачастую предназначены для разных дорожных условий, поэтому имеют более крупный рисунок, позволяющий отводить воду из пятна контакта.

Имеются и карьерные покрышки. Их можно отнести к спец.шинам. Протектор должен обеспечиваться надежное сцепление с дорожным покрытием, причем в первую очередь с сыпучими материалами. Визуально напоминает «елочку», в таком виде размещены крупные элементы рисунка. Это обеспечивает высокую проходимость автомобиля.

Для спецтехники

Для спецтехники применяется несколько разновидностей протектора. В зависимости от того, какую нагрузку должно выдерживать колесо, могут применяться разные рисунки. Разберем наиболее часто встречающиеся.

  • «Елка». Один из наиболее известных вариантов рисунка для спецтехники. Представляет собой расходящиеся под углом от центра профиля к краям крупные грунтозацепы. Идеально подходит для эксплуатации на грязи и мягком грунте. Допустимая нагрузка не велика. Зато имеет отличные тяговые характеристики. Обычно используется на сельхозтехнике.
  • «Шашки». Состоит из множества некрупных элементов (квадраты, ромбы), они расположены в шахматном порядке, отсюда и название. При невысоком давлении в шинах, обеспечивает большую площадь контакта с поверхностью. Это позволяет эффективно работать на грунтовых участках и других мягких покрытиях. Часто покрышками с таким рисунком комплектуются экскаваторы и асфальтоукладчики.
  • «Волна». Состоит из большого количества крупных элементов, расположенных волнами. Это позволяет сочетать хорошее сцепление с грунтом, а также достаточную прочность. Обычно используется на погрузчиках, которые ездят по твердым и каменистым поверхностям.
  • «Клюшка». Грунтозацепы выполнены в виде клюшек. Еще его называют ступенчатым протектором. Важно правильно размещать на технике. На ведущих колесах направление движения смотрит в одну сторону, на прочих осях все наоборот. Используется на спецтехнике, работающей в коммунальном хозяйстве.

Виды протектора шины по типу дорожного покрытия

Еще можно выбрать рисунок по особенностям использования. Обычно выделяют следующие разновидности.

  • A/T. Предназначены для легкого бездорожью. Протектор достаточно глубокий. Плечи явно выражены.
  • M/T. Крупный рисунок характерный для грязевой резины.
  • H/T. Шоссейная резина. Протектор средней глубины. Плечевые сегменты отсутствуют или невелики.
  • H/P. Предназначены для высоких скоростей. Протектор неглубокий, направленный.

Из каких элементов состоит протектор

Перед тем как выбрать шины стоит рассмотреть основные элементы протектора, чтобы понять, как он работает.

  • Ламели – небольшие надрезы на резине. Позволяют эффективно зацепляться за лед.
  • Водоотводящие канавки. Выполняют функцию водотведения, снижает риск аквапланирования.
  • Продольное ребро. Имеется не на всех типах протектора, отвечает за курсовую устойчивость.
  • Блоки. Обеспечивают достаточную площадь контакта. Влияют на проходимость.
  • Плечо. Увеличивает жесткость конструкции, улучшает управляемость.

Схема установки шин в зависимости от типа протектора

Протектор бывает направленным и ненаправленным. Отличается направлением рисунка, также направленные шины маркируются стрелкой. Ненаправленные покрышки можно устанавливать как угодно, направленные только в соответствии с рекомендациями производителя.

Остаточная глубина износа протектора покрышки

Износ автомобильных шин регламентируется ПДД. В соответствии с нормами минимальная глубина протектора может быть следующей:

  • мотоциклы – 0,8 мм;
  • грузовые автомобили – 1 мм;
  • легковые автомобили – 1,6 мм;
  • автобусы – 2 мм.

При глубине протектора меньше указанных значений, эксплуатация транспортного средства запрещена.

Зная какой бывает автомобильная резина по типу протектора, гораздо проще правильно подобрать шины для машины.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

Как разбортировать колесо автомобиля?

Ремонт литых дисков. Виды повреждений. Можно ли ремонтировать?

Маркировки на шинах — что обозначают, как расшифровываются

За что отвечает рисунок протектора шин и как его выбирать?

Для определенных условий движения изготавливаются свои шины. Для бездорожья создаются колеса с глубокими грунтозацепами, а для зимы подойдут покрышки с расползающимися нарезками, «приклеивающимися» к асфальту, как присоски. Для заснеженных дорог нужно, наоборот выбирать колеса с металлическими шипами. А вот для летнего сезона для обычных легковых машин изготавливают шины с четырьмя основными типами рисунка протектора.

Симметричный ненаправленный протектор

Это самый распространенный вариант протектора, который применим для всех размерностей колес. Такие покрышки встречаются для грузовиков, тракторов и прочих транспортных средств. Они, как правило, имеют высокий протектор и множество водоотводных канавок.

Симметричные ненаправленные шины хорошо цепляются за асфальт и великолепно ездят по бездорожью. Их конек — это небольшие скорости и высокая стабильность сцепных свойств. Ненаправленные несимметричные покрышки имеют высокий профиль и хорошо справляются с дорожными дефектами, такими как ямы, выбоины и прочее. Поэтому такие колеса чаще всего используют дачники, охотники и рыболовы для поездок загород, где не требуется высокая скорость, но ценится высокая проходимость.

Между тем, у несимметричного ненаправленного рисунка есть и свои недостатки. Это его плохая стабильность на прямой траектории и относительно слабая управляемость. Высокий протектор при маневрировании пружинит, и машина теряет способность быстро реагировать на команды рулем.

Симметричный направленный протектор

Чаще всего такие шины имеют протектор в форме елочки. Их часто называют «дождевыми» за хорошую способность отводить воду на высоких скоростях. Канавки нарезаны от центра шины к ее краям и распадаются, словно женский сарафан. Во время торможения края «елочки» раскрываются и стабилизируют машину. За счет сил инерции вода расходится по бокам. А во время разгона направленность рисунка стабилизирует колесо на прямой траектории.

Зимние направленные симметричные шины хорошо ездят по снежной каше и тающему снегу.

Среди недостатков рисунка называют его шумность на сухом асфальте. Кроме того, такой рисунок чувствителен к колее и начинает повторять профиль разбитой дороги. Но главное, что расположение протектора елочкой стабилизирует лишь только одно колесо, а не машину в целом.

Поэтому на плохой дороге разные колеса могут тянуть в разные стороны, создавая на кузове паразитные моменты, исходя из чего стабильность движения нарушается.

Несимметричный ненаправленный протектор

Шины с несимметричным ненаправленным рисунком обычно имеют широкие канавки сбоку колеса. Их может быть три или две, а линии протектора отходят от канавки и ветвятся, словно куски разбитого триплекса.

Канавка нужна для стабилизации колеса на прямой, а рисунок протектора помимо водоотвода еще создает дополнительное боковое усилие. Колесо стабилизируется не вокруг своего центра масс, а наоборот давит вбок. Тем самым, машина стабилизируется вокруг своего центра масс и лучше справляется с плохой дорогой. Поэтому наружная часть колеса выполнена из более жесткой резины, а внешний протектор более массивен, чтобы сопротивляться нагрузкам при маневрировании.

Несимметричные ненаправленные покрышки обладают хорошей управляемостью. Как правило, их устанавливают на современные автомобили с высокой максимальной скоростью. Протектор у них невысокий, а количество нарезок минимально, чем достигается большая площадь пятна контакта.

Недостатком такой шины называют ее плохую езду по бездорожью. Кроме того, важно соблюдать сторону установки колеса. На боковинах шины есть маркировка Outside и Inside, определяющая сторону относительно центра дороги. Outside это правая шина, а Inside — левая.

Несимметричный направленный протектор

Такие шины изготавливаются малыми экспериментальными партиями. Они обычно имеют одну канавку для водоотвода и стабилизации на краю покрышки и размашистый рисунок протектора в форме елочки, расходящийся от канавки в сторону. Такие колеса великолепно держат дорогу и хорошо управляются. Они применяются в автоспорте и разрабатываются специально для определенных моделей. Из-за малых объемов производства такие шины очень дороги.

Кроме того, несимметричные направленные шины плохи тем, что изготавливаются они строго для того или иного колеса. Есть только правые или левые колеса и менять их направленность нельзя. Таким образом продажа ведется комплектами, что еще больше повышает их стоимость.

В общем, рисунок шин очень важен и действительно влияет на управляемость и на водоотвод из пятна контакта покрышки. Однако он не влияет на сцепные свойства колеса. За это отвечает состав резины и способ его приготовления.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector