0 просмотров

Какой размер шин мягче

Широкие или узкие шины: что выбрать?

Автомобилисты часто спорят, какие шины лучше: широкие или узкие. Ведь от ширины зависит управляемость и курсовая устойчивость автомобиля, сцепные свойства покрышки.

Широкие низкие автопокрышки смотрятся эффектно и отличаются практичностью. Узкие показывают стабильное поведение на мокрой дороге и преимущественно используются зимой.

Но как узнать, резина узкая или широкая? Для этого необходимо обратить внимание на маркировку, которая наносится на боковую часть покрышки.

Стандартная маркировка выглядит ‘195/65 R 14 91V’ и расшифровывается так:

  • 195 – ширина покрышки при нормальном давлении в соответствии с рекомендациями производителя. Измеряется в миллиметрах.
  • 65 – цифра указывает на профиль резины. Измеряется в процентном соотношении высоты профиля от ширины резины.
  • R – маркер указывает на конструкцию шины. R – радиальная резина.
  • 14 – диаметр колесного диска. Измеряется в дюймах.
  • 91 – индекс нагрузки на покрышку. Чем меньше цифра, тем меньший вес способно выдержать колесо.
  • V – маркер обозначает максимально допустимую скорость для шины.

Ширина шины – расстояние между боковыми частями покрышки от края до края. При этом давление в покрышке должно быть оптимальным.

Для обеспечения безопасного и комфортного вождения ширина профиля не должна превышать ширину обода на 30%. Это необходимо учитывать, если вы решили поставить резину шире, чем рекомендовано производителем.

Важно . При установке слишком широкой резины происходит ее саморазбортировка. Во время резкого поворота такая покрышка может порезаться о собственный диск.

Можно ли поставить шины шире, если это не предусмотрено производителем? В этом случае нет. Устанавливают только рекомендованные модели / размеры резины. В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны максимальные и минимальные значения. Самая большая цифра – это максимально допустимая ширина, а самая маленькая – минимально допустимая ширина.

На что способна повлиять ширина покрышки:

  • Летом широкая резина предпочтительнее узкой. Такие покрышки подходят для агрессивной активной езды на повышенных скоростях. Широкие шины лучше тем, что препятствуют пробуксовке колес во время старта. Они также меньше нагреваются при скоростной езде. Если вы предпочитаете спокойный стиль вождения, не делаете резких перестроений на скорости, устанавливайте стандартную резину.
  • Узкие шины покажут себя лучше широких в зимний сезон. Такие покрышки легко преодолеют замерзшую колею, прорежут себе путь по снегу. Узкая резина также позволяет снизить расход топлива.

Узкие и широкие шины: отличия

От ширины покрышки зависит уровень комфорта, безопасность, управляемость автомобилем, а также его внешний вид.

Широкие покрышки увеличивают сопротивление качению, что приводит к большему расходу топлива. Если говорить о том, какие шины лучше шире или уже в плане эстетики. То тут выигрывает широкая резина. Она смотрится презентабельно, сразу меняет восприятие автомобиля.

Отличия кроются и в стоимости. Узкие покрышки стоят дешевле. Они популярнее. Узкая высокопрофильная резина выпускается в большом количестве, что и снижает ценник. А вот низкопрофильные широкие покрышки подойдут не для каждого автомобиля.

Плюсы и минусы широкой резины

  • Положительно влияют на разгон автомобиля. Препятствуют пробуксовке при резком старте.
  • Обеспечивают эффективное торможение на сухом и мокром асфальте.
  • Повышают курсовую устойчивость, маневренность машины на резких поворотах.
  • Идеально подходят для езды в условиях грунтовых дорог и бездорожья.
  • Смотрятся солидно, улучшают внешний вид машины.

Для быстрой загородной езды по трассе широкая резина будет предпочтительнее. Но при такой эксплуатации увеличивается риск аквапланирования.

На что обратить внимание:

  • Низкое сопротивление скольжению на мокрой дороге – риск эффекта аквапланирования.
  • Большой вес.
  • Высокая стоимость.

Плюсы и минусы узких покрышек

На зиму следует выбирать узкую резину, которая показывает стабильные тягово-сцепные свойства по сравнению с широкими покрышками. Такие шины обеспечивают высокое поверхностное давление на дорогу, устойчиво проходят снежную колею, справляются с отводом воды и объемных масс талого снега.

Узкие покрышки подходят и для тех, кто часто ездит за город, не увлекается скоростной ездой. Для малометражных автомобилей также предпочтительнее этот вид резины.

  • Сокращенный расход топлива.
  • Устойчивость к аквапланированию.
  • Эффективный отвод воды и грязи от пятна контакта.
  • Хорошая проходимость по снегу и льду.

На что обратить внимание:

  • Не подходят для экстремальной езды.
  • Перегреваются при движении на высокой скорости.
  • Требует максимальной аккуратности при вхождении в крутой поворот.

Подведем итог

Если вы затрудняетесь с выбором, опытные специалисты всегда помогут правильно подобрать модель покрышек для вашего автомобиля.

Узкие или широкие зимние шины выбрать? Отвечают эксперты

Среди множества спорных вопросов, связанных с зимними шинами, есть один, который каждый год подобно бумерангу возвращается и обсуждается особенно горячо: какие зимние шины – более узкие или более широкие – будут лучше работать на зимних дорогах?

Пришло время, наконец, разобраться с этой дилеммой, для чего мы обратились к экспертам, а также разобрали сравнительные тесты узких и широких шин.

История вопроса

Какие шины лучше выбрать для зимы – пошире или поуже? С этим вопросом сталкивается большинство водителей при покупке зимних шин. Но интересно, а откуда вообще пошла идея использовать зимой более узкие шины? Скорее всего, своими корнями она уходит в популярные в Финляндии и Швеции зимние ралли, в которых для прохождения заснеженных трасс на раллийных автомобилях использовались узкие шины.

Многие водители полагали, что если узкие зимние шины подходят для самых требовательных раллийных автомобилей, то для гражданских – и подавно. Отчасти это правильная концепция, но здесь сразу же необходимо отметить два факта. Во-первых, трассы зимних ралли полностью засыпаны снегом, а во-вторых, шины для раллийных автомобилей оснащены шипами.

Более узкие шины vs покрышки шире

Обратимся к физике. Чем уже шина, тем меньшая площадь её поверхности контактирует с дорогой. Это, в свою очередь, приводит к большему давлению каждого отдельного блока протектора на 1 см² контактной зоны, благодаря чему шипы в раллийном автомобиле сильнее «вгрызаются» в зимнее покрытие.

У более широкой шины площадь контакта больше, поэтому контактное давление распределено более равномерно. Это простое соотношение является основой для осознанного выбора подходящей ширины зимних шин и понимания того, почему невозможно однозначно определить, более широкие или более узкие автомобильные шины будут лучше для зимы.

Что мы подразумеваем под более широкими и более узкими шинами?

Прежде чем разрешить этот спор, нам необходимо точно определить, что мы подразумеваем под «более широкими» и «более узкими» шинами.

Каждый производитель автомобилей рекомендует (выбирает и утверждает) несколько (обычно 2-3) размеров дисков и, соответственно, шин для конкретной модели. Чтобы поддерживать оптимальные параметры автомобиля и безопасность вождения, мы всегда должны использовать обозначенные размеры шин.

Шины, подпадающие под понятие «более узкие», – это шины наименьшего размера, одобренного автопроизводителем для вашей машины, а «более широкие» – наибольшего.

Например, для любимого многими Volkswagen Golf шестой серии с двигателем 1.6 TDI производитель рекомендует четыре размера шин. Самые узкие из них имеют ширину 195 мм, а самые широкие – 225 мм.

Разница ширины в три сантиметра кажется незначительной, но «условное» квадратное пятно контакта шины с дорожным полотном (в реальности форма и площадь пятна контакта зависит от множества факторов) для шин шириной 195 мм составляет 38025 мм, а для шин шириной 225 мм – 50625 мм, что больше на целых 33%!

Форма пятна контакта в зависимости от скорости и износа

Мнения экспертов

Андерей Хорольский, автогонщик, поделился своим опытом при выборе зимних шин:

«Однозначно отдаю предпочтение узким и с высоким бортом шинам с хорошим зацепом. Широкие шины будут работать только на сухом асфальте. Узкие шины режут и держат зимнюю дорогу, в то время как широкие – плывут».

Роман Булына

Роман Булына, блогер, рассказывает о собственном опыте, вошедшим в противоречие с устоявшимся мнением:

«Люблю поиграть размерами, поэтому на зиму пробовал 175/70R14, как рекомендуют шинные эксперты (родной размер для Nexia это 185/65R14). Получается как на лыжах! Не едет, не тормозит, буксует! Одним словом плохая идея. Вернулся на зиму на родной размер».

Геннадий Верба

Геннадий Верба, автоэксперт и инструктор по контраварийной подготовке рассказал в интервью Shina Guide о том, почему именно узкие шины являются правильным выбором на зимних дорогах:

«Стоит ли зимой ездить на узких шинах с меньшим диаметром обода? Мое мнение – конечно да. Объясню свою точку зрения и приведу несколько аргументов из курса школьной физики и геометрии.

Логично, что узкая шина имеет меньшее пятно контакта. В результате вес автомобиля создает большее прижимное усилие, чем повышает коэффициент сцепления на скользкой дороге. От этого, естественно, выигрывает его динамика разгона, сокращается тормозной путь, улучшается управляемость.

Узкая шина имеет более высокий профиль, за счёт чего лучше демпфируются дорожные неровности. Она меньше подпрыгивает на зимней наледи и дольше сохраняет контакт с дорогой. Понятно, что управляемость автомобиля напрямую зависит от стабильности контакта с дорогой каждого колеса. Кроме того, ранней весной высокий профиль шины хорошо спасает диск от повреждений в свежих ямах на асфальте.

Узкая шина легче прорезает снежные переметы на трассе. Попадая в них на скорости автомобиль меньше кидает в разные стороны. И это ещё один аргумент в пользу управляемости автомобиля.

Узкая шина геометрически удлиняет базу автомобиля. Даже 10 мм разницы в ширине влияют на геометрию автомобиля. Возьмите визитку и отрежьте с каждой стороны по 5 мм, визуально она стала длиннее. Точно так происходит и с колёсной базой автомобиля. Чем длиннее база, тем проще определить начало заноса. Небольшой амплитуды руления как правило будет достаточно, чтобы стабилизировать автомобиль на дороге. «Короткий» автомобиль, наоборот, моментально становиться поперёк дороги и вывести его из заноса способен далеко не каждый водитель.

Учитывая все перечисленные аргументы, рекомендую зимой выбирать узкие шины, а летом широкие. Но всё хорошо в меру, весной обязательно расскажу, почему опасно ездить на низкопрофильной резине».

Кому подойдут более широкие шины?

Более широкие шины обеспечивают лучшее сцепление с сухим и мокрым асфальтом, что в большей степени актуально для расчищенных улиц города. Большая площадь контакта в этом случае имеет только преимущества. Она способствует лучшему прохождению поворотов и повышению эффективности торможения, которые определяют безопасность вождения.

По этой причине у водителей, которые большую часть зимы ездят по ухоженным дорогам в городских агломерациях, нет оснований для установки более узких шин, независимо от того, что они слышали от своих соседей или читали в Интернете. Также стоит обратить внимание на размер обода. Зимой из-за худшего состояния дорожной поверхности рекомендуется использовать диски меньшего размера. Поэтому оптимальным выбором для VW Golf IV в данном случае будут шины 205/55 R16.

Для кого более узкие шины?

Иначе обстоит дело с водителями, которые зимой часто сталкиваются с тяжелыми дорожными условиями. Если ваш ежедневный путь, к примеру, на работу проходит по редко очищаемым снежным дорогам второй и третьей категории, у вас есть все основания думать об установке более узких шин.

Такие шины более эффективно прорезают слои слякоти, лучше сопротивляются аквапланированию и более плотно контактируют с поверхностями, покрытыми льдом или утрамбованным снегом.

Выводы

Более широкие шины для зимыБолее узкие шины для зимы
Меньшее давление протектора на поверхность, большая площадь контактаБольшее давление протектора на поверхность, меньшая площадь контакта
Ходовые качества на сухом и мокром асфальте лучшеХодовые качества на льду и утрамбованном снегу лучше
Повышенная подверженность аквапланированиюБольшая сопротивляемость аквапланированию и лучшее поведение на слякоти
Ходовые качества на слякоти хужеХодовые качества на сухом и мокром асфальте хуже
Рекомендуются для бесснежных и ухоженных дорогРекомендуются для неподготовленных (нерасчищенных) дорог в сложных зимних условиях

Сравнительные тесты узких и широких шин

ADAC (2018): Тест пяти размерностей

Автоклуб ADAC несколько лет назад в своём тесте одной и той же модели зимних шин в пяти типоразмерах продемонстрировал превосходство узких шин над широкими в сложных зимних условиях. При таком сценарии без колебаний можно сделать выбор в пользу шин размера 195/65 R15.

Сводная таблица результатов теста зимних шин Dunlop Winter Sport 5 в пяти типоразмерах. ADAC, 2018

Результаты теста ADAC гласят: в аквапланировании, на заснеженных дорогах и слякоти преимущество имеют более узкие шины, а широкие − на сухой поверхности.

Auto Swiat: широкие — лучше

Испытатели польского журнала Auto Swiat в 2017 году провели сравнительные тесты зимних шин четырёх типоразмеров. В них, вопреки устаревшей рекомендации ставить более узкие шины, во всех тестовых дисциплинах победу одержали широкие шины.

GTÜ/ACE 2015: Широкие шины на снегу — никаких неудобств

В рамках ежегодных зимних испытаний эксперты немецкого общества технического надзора GTU при содействии представителей автомобильного клуба Европы ACE в 2015 году провели тестирование трёх различных размеров модели Kumho I’Zen KW 27:

  • узкий вариант 205/60 R16 на стальных дисках;
  • средний вариант 225/50 R17 на легкосплавных дисках;
  • смешанный вариант с широкими шинами размера 255/40 R18 на задней оси и 225/45 R18 на передней.

Результат теста удивителен: узкие шины на зимнем покрытии оказались отнюдь не лучше широких покрышек. При этом смешанный вариант обеспечивал гораздо лучшее сцепление и тягу при заезде на снежные склоны. Более того, автомобиль, оборудованный широкими шинами на задней оси, разгонялся заметно лучше, чем на узких шинах.

А может лучше пошире?

На этом можно было бы положить конец дискуссии о выборе ширины зимних шин, если бы не позиция некоторых шинных компаний. Благодаря технологическому прогрессу в настоящее время зимние шины настолько продвинуты, что независимо от погодных условий более широкие шины обеспечивают лучшее сцепление с любой зимней поверхностью. Производители объясняют такую позицию тем, что большая площадь контакта гарантирует большую эффективность зимних шин с инновационными технологиями, а также обеспечивает больший уровень трения, например, на льду, и, следовательно, лучшее сцепление с дорогой.

Данный факт можно рассматривать как «Новую школу» в подходе к вопросу о ширине зимних шин. Но на наш взгляд, вне зависимости от того, какую ширину шин вы выберете для себя на зиму, крайне важно, чтобы это была настоящая зимняя авторезина. Только специализированные зимние шины способны обеспечивать оптимальный уровень безопасности езды на зимних дорогах и могут эффективно справляться со всеми сложными условиями при низких температурах. Ширина шин — это только один из параметров, влияющих на сцепление, как показывают сравнительные тесты зимних шин.

Не лишним будет отметить, что большинство производителей автомобилей и шин рекомендуют использовать зимние покрышки точно такого же размера, как и летние, за счёт чего вы можете быть уверены, что не «свалитесь» с курса на повороте, тормозной путь будет достаточно коротким и все системы в машине будут работать правильно.

Ну и напоследок… Какую бы ширину зимних шин вы ни выбрали, абсолютно необходимо, чтобы вы оставались в пределах диапазона размеров, установленного производителем вашего автомобиля.

Узкие или широкие шины: какие лучше выбрать для безопасной и комфортной езды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Но самое главное, они влияют на безопасность. Многие полагают, что самый широкий кусок резины, который они могут обернуть вокруг своих колес – это идеальный выбор. Но лучшая шина – это не универсальный элемент, который подходит всем. Любая шина имеет свои преимущества и недостатки и оптимально подходит для разных стилей вождения.

1. Широкие шины против узких

Современные автомобильные шины – это гораздо больше, чем просто резиновые камеры. Существует множество версий, отличающихся рядом параметров, в том числе и размерами. Они напечатаны в виде последовательности чисел на внешних боковых стенках. Выглядит это примерно так: 195/65 R 15 91 H.

Шина такого размера имеет ширину 195 миллиметров, что обозначено первой цифрой. Кроме того, расстояние от протектора до края обода составляет ровно 65% ширины шины, то есть 126,7 миллиметра (высокий профиль обеспечивает большую защиту, более комфортное вождение и продлевает срок службы колёс. С другой стороны, низкопрофильная шина более подвержена повреждениям, но смотрится красивее и обеспечивает лучшую управляемость). R указывает на тип шины, в данном случае это радиальная. 15 – диаметр обода.

Следующие две части информации труднее понять, потому что они относятся не к размеру шины, а к рабочим характеристикам. 91 – индекс нагрузки – показывает, какой вес может быть загружен на одну шину. Но это индекс, а не килограммы, поэтому значение 91 здесь означает нагрузку до 615 кг – следовательно, вес всего автомобиля не должен превышать 2460 килограммов при идеальном распределении массы.

Последнее значение, индекс скорости, указывает на максимальную скорость, для которой разрешено использовать шину. Шины с пометкой «H» развивают скорость 210 км/ч, прежде чем рискуют превратиться в резиновое конфетти.

Ширина резины важна для сцепления с дорогой. Широкие шины менее экономичны, но большая площадь соприкосновения дает больший контакт с покрытием, поэтому они лучше подходят для мокрых дорог. Узкие тоже не могут быть идеальными для всех условий. Они менее цепки, но меньшая площадь контакта позволяет лучше справляться с заснеженными поверхностями и обеспечивает меньше шума во время движения. Что из этого лучше? Ответ зависит от ваших личных ожиданий.

2. На что нужно обращать внимание

Найти подходящие шины просто, потому что правильный размер указан в сопроводительных документах вашего автомобиля. Поэтому, когда понадобится новый комплект, просто купите аналогичный. Но если по какой-либо причине вам нужны шины другого размера, учтите несколько важных моментов:

  • во-первых, шина должна подходить к вашему ободу;
  • колёса должны находиться под крыльями автомобиля и нигде не тереться даже при полностью вывернутом рулевом колесе;
  • если слышите шум при повороте, немедленно паркуйтесь и осматривайте колёса: есть подозрение, что до лопнувшей шины недалеко;
  • и, конечно же, новая резина должна подходить для предполагаемого использования: зимний комплект зимой, летний летом, гоночный для треков и так далее.

    Универсальной формулы не существует, потому что даже внутри модельного ряда, в зависимости от версии, могут быть серьезные различия. «Правильные» колёса подбираются в зависимости от марки, модели и комплектации, конструкции шасси и подвески, длины колесной базы, переднего-заднего баланса и многих других факторов. Учитываются также сопротивление воздуху (вызванное и шинами, и выступающими деталями кузова), и характеристики двигателя, и стандарты безопасности.

    Да, чем шире протектор, тем устойчивее машина, ибо площадь соприкосновения с дорогой увеличивается. Но то, что эффективно для кемперов с высоким центром тяжести – в частности, для подавления наклона (крена) кузова на поворотах – не будет столь же значимым для легкого приземистого седана.

    У быстрых спортивных автомобилей часто очень тонкие и широкие шины, у тяжелых внедорожников – широкие и массивные. Надо понимать, что поведение машины нельзя объяснить только шириной протектора. Для бездорожья требуется иная резина, чем для автомагистрали, и никто не поставит на высокопроизводительный Porsche шины для заурядного VW Golf.

    Производители настраивают подвеску и геометрию рулевого управления в зависимости от шин определенной ширины и веса. Изменение этого может привести к отрицательным результатам. ADAC, для примера, испытывал Kia Ceed с пятью различными комбинациями шин, проверяя тормоза и управляемость на мокрой дороге, аквапланирование и поведение на сухом покрытии.

    Изучаемые вопросы также включали комфорт, шум и сопротивление качению. В тестах тормозов на скорости 100 км/ч широкие шины улучшали тормозной путь на 5,2 м. Однако аквапланирование происходило на скорости 69 км/ч в отличие от 80 км/ч с более узкими покрышками, и последние были лучше с точки зрения комфорта и снижения шума.

    Вы должны быть знакомы с особенностями своего автомобиля и территории, по которой будете ежедневно ездить, чтобы не испытать неприятных сюрпризов с новой резиной. Подробности о правильном выборе можно найти в руководстве к вашему автомобилю; в особых случаях хорошим началом будет консультация в специализированной мастерской.

    3. Узкие шины: комфортные и экономичные

    Более узкие шины экономичнее широких и лучше приспособлены для езды по снегу, поскольку вес автомобиля сосредоточен в более узкой области, что облегчает врезание шин в снежную массу. Однако их приобретение может быть не лучшей идеей, если вы живете в дождливом регионе и вынуждены часто ездить по мокрым дорогам.

    Что касается экономии, они вызывают меньшее трение, за счет чего машина расходует меньше топлива и уменьшает повседневные траты на АЗС. Вы также обнаружите, что в магазине узкие шины, как правило, стоят заметно дешевле, чем их более жирные аналоги. Неудивительно: на них уходит меньше сырья, они легче и компактнее, что облегчает производственный процесс и удешевляет доставку.

    4. Широкие шины: смелые, дерзкие и дорогие

    Широкие покрышки выгодно смотрятся и обеспечивают мощное сцепление на дороге, но вызывают большее трение, увеличивая расход топлива. Они не очень подходят для снежной погоды, однако хорошо приспособлены к другим условиям:

  • дождливые дни и мокрые дороги. Дополнительное сцепление снижает вероятность скольжения на мокром покрытии и уменьшает шансы потерять контроль над транспортным средством. Широкие протекторы также имеют больше полостей, предназначенных для улавливания и удаления воды с их поверхности;
  • сухие дороги. Здесь повышенное сцепление дарит водителю бесценное ощущение уверенности и надежного контроля. Более широкие шины также, как правило, обеспечивают более эффективное торможение, поскольку больше резины контактирует с дорогой и снижают вероятность пробуксовки колёс при ускорении.

    С другой стороны, широкие шины утяжеляют рулевое управление (из-за увеличения трения резины, контактирующей с дорогой, и общей массы колёс), приводят к большему радиусу поворота и более склонны собирать дорожный мусор (в т.ч. гвозди), потому что покрывают большую площадь дороги.

    Большинство людей, которые перешли на широкую резину, также отмечают, что «сила сцепления увеличилась», но «чувство дороги притупилось». Кроме того, дополнительные посещения заправки из-за ускоренного расхода топлива отражаются на кошельке, как и покупка новых изделий: обычно чем шире шины, тем выше ценник. Впрочем, если они смогут обеспечить более безопасные условия вождения, разумно ли говорить об экономии?

    Еще один важный фактор, который следует учитывать – это вес автомобиля. И широкие, и узкие шины должны ему соответствовать. Чересчур широкая шина на легком автомобиле приведет к пробуксовке колес и хаосу в управлении, слишком узкая на тяжелом авто может взорваться из-за избыточного давления на квадратный дюйм. В конечном итоге при соблюдении рекомендованных производителем размеров и нагрузок все зависит от условий, в которых вы будете ездить, ваших предпочтений и бюджета.

    Наряду с шириной шин, водителей часто интересует и то, какой предпочесть привод автомобиля – передний или задний .

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Шины по размеру: зачем переплачивать за низкий профиль?

    Мы уже проводили сравнительный тест зимних шин от одного именитого производителя размерностей 205/55 R16 и 225/45 R17 (ЗР, № 1, 2017). Интерес читателей превзошел все ожидания, и мы решили провести аналогичное сравнение летних шин.

    Диапазон размерностей определил любимый всеми шинниками Volkswagen Golf. Для сравнения взяли четыре рекомендованных для него типоразмера — от бюджетной покрышки 195/65 R15 до дорогой 225/40 R18, а также промежуточные 205/55 R16 и 225/45 R17.

    Включать в тестовую компанию шины 225/35 R19 не стали, поскольку такая размерность не пользуется в России устойчивым спросом. А понять, как влияет высота профиля на характеристики автомобиля, можно и по результатам «семнадцатых» и «восемнадцатых» покрышек, имеющих ­одинаковую ширину.

    К нашей традиционной программе испытаний летних шин добавили тесты на аквапланирование и оценку прочности. В России подобные работы провести невозможно — нет ни площадок, ни соответствующего оборудования. Поэтому мы обратились за поддержкой к компании Continental.

    В качестве подопытных использовали шины ContiEcoContact 5 (15, 16, 17 дюймов) и PremiumContact 6(18 дюймов). Каждый размер был представлен десятком шин. По четыре мы использовали в Тольятти, еще по шесть — в Ганновере, на полигоне Контидром: четыре взяли для тестов на аквапланирование, а оставшуюся пару испытали на разрушение.

    Продольное аквапланирование

    Для определения скорости начала продольного аквапланирования используем новые шины, которые сначала обкатываем на асфальтовом пятачке, делая по пять кругов в каждую сторону.

    По дороге к участку продольного аквапланирования выполняем калибровку оборудования на скорости 60 км/ч. Электронный мозг измерительной системы уточняет соотношение скоростей движения автомобиля (по данным GPS) и вращения левого переднего и правого заднего колес (по датчикам АБС), дабы учесть разницу в их радиусах качения, если таковая имеется.

    Перед замером «цепляем» автомобиль к «рельсу». Эта направляющая, проложенная вдоль участка для оценки аквапланирования, необходима, чтобы свести к минимуму риск вылета автомобиля в сторону. Набираем скорость 50 км/ч и, заехав левыми колесами на семимиллиметровый слой воды, нажимаем педаль газа в пол, заставляя машину ускоряться. С увеличением скорости левое переднее колесо постепенно всплывает и, теряя контакт с асфальтом, начинает проскальзывать под действием крутящего момента. Когда разница в скоростях вращения левого переднего (буксующего) и правого зад­него (катящегося) колес достигает 15%, измерительный комплекс фиксирует скорость машины по GPS. Это и есть скорость начала аквапланирования. Чтобы получить достоверный результат, упражнение повторяем пять-шесть раз.

    Еще при выборе покрышек появились сомнения, ведь ныне ни одна шинная компания не предлагает модель, которая была бы представлена во всех четырех размерах, — именно поэтому нам пришлось брать 18‑дюймовый PremiumContact 6, в то время как шины меньших размеров представлял ContiEcoContact 5. Кроме того, даже шины одной модели, но разных размерностей маркетологи «разводят» по потребительскому назначению. Покрышки ContiEcoContact 5 в представляемых размерностях различаются не только размерами, но и конструкцией (чтобы обеспечить разные индексы нагрузки и скорости) и даже составом смеси. Ведь шины 195/65 R15 и 205/55 R16, приписанные производителями к категории бюджетных, заточены под максимальную экономию топлива, а шины размерностью 225/45 R17 и выше ориентированы на скоростную езду и потому должны обеспечивать прежде всего лучшие сцепные качества.

    В итоге наш тест, задуманный как сравнение одноименных шин разных размерностей, превратился скорее в тест разных продуктов, отличающихся друг от друга не только геометрическими параметрами, но и конструктивом.

    Всё вышесказанное касается и шин других брендов, поэтому почти все результаты нашего теста справедливы и при сравнении разноразмерных шин большинства марок.

    По стандарту

    Сцепные свойства шин, поведение обутого в них автомобиля на высокой скорости и при экстремальном маневрировании, влияние на экономичность и комфорт (плавность хода и шумность) мы оценивали на полигоне АВТОВАЗа, что близ Тольятти, в августе прошлого года, выбрав для испытаний Volkswagen Golf.

    Методика отработана нами до мелочей. Начинаем с прогревочного круга по скоростной дороге полигона на скорости 130 км/ч. Одновременно эксперты оценивают курсовую устойчивость машины на прямой и при мягком маневрировании. Сразу после прогрева на горизонтальном участке дороги замеряем топливную экономичность. Параллельно выставляем первые оценки за комфорт, которые подтверждаем в ходе заездов на специальной дороге — разбитой. Так мы прошерстили все четыре комплекта, а потом вновь проверили первый, чтобы убедиться, что все результаты сошлись.

    Следующий этап — определение тормозного пути со скорости 80 до 5 км/ч на мокром покрытии, затем то же самое на сухом асфальте, но уже со скорости 100 км/ч.

    Завершающее испытание — определение максимальной скорости при выполнении маневра «переставка» и оценка поведения автомобиля в этих условиях.

    Первые впечатления

    Оценка курсовой устойчивости, замеры тормозного пути и расхода топлива дали ожида­емый, «академический» результат: чем больше ширина шины и чем меньше высота ее профиля, тем эффективнее торможение и лучше курсовая устойчивость, но выше расход топлива. Примечательно, что шины размерностей 195/65 R15 и 205/55 R16 продемонстрировали одинаковую экономичность. В чем причина таких достижений «шестна­дцатых» покрышек? Во‑первых, в погрешности измерений. Это означает, что при обычной эксплуатации разница столь мизерна, что уловить ее нереально. Во‑вторых, инженеры фирмы Continental, как они сами утверждают, каждый год пытаются чуть-чуть снизить сопротивление качению шин ContiEcoContact 5 размерностью 205/55 R16, играя составом смеси. И вот — результат.

    Ожидаемыми получились и результаты оценки плавности хода. Некоторые отклонения отмечены лишь у «восемнадцатой» шины — она оказалась чуть мягче «семна­дцатой», у которой профиль выше. Причина кроется в том, что самый большой размер представлен иной моделью: новые шины PremiumContact 6 оказались комфортнее, ­чем ContiEcoContact 5.

    Переставка — как на сухом покрытии, так и на мокром — спутала все карты. Оно и понятно, ведь мы сравниваем не просто разноразмерные шины, а разные по своей направленности продукты. Пятнадцатидюймовая EcoContact 5 и по максимальной скорости, и по оценкам за управляемость оказалась успешнее более широких и низкопрофильных родственниц, а «шестнадцатая» шина провалилась. Шины диаметром 18 дюймов подтвердили звание самых быстрых и предсказуемых, а значит и самых безопасных.

    На Контидроме

    Оценка сопротивления аквапланированию и тест на разрушение требуют специализированных испытательных площадок и дорогого инструментария. Потому в октябре прошлого года мы отправились в Ганновер, где расположен исследовательский центр компании Continental и полигон Контидром; во всех испытаниях использовали Volkswagen Golf.

    На Контидроме мы провели дополнительный тест, который не планировали изначально, — повторно оценили управля­емость, но уже на специально подготовленной мокрой трассе. Тут режимы не такие жесткие, как на нашей переставке, да и боковые силы нарастают не столь резко. В этих тестах к нашим экспертам присоединился специ­алист компании Continental. Его и наши оценки совпали. К тому же сравнительные результаты оказались схожими с теми, что мы получили в Тольятти.

    Вместе проанализировали и провал 16‑дюймовой шины. Сначала предположили, что во всем «виноват» ее низкий индекс грузоподъемности: более жидкий каркас хуже противостоит боковым перегрузкам и потому больше деформируется. Но после долгих дебатов пришли к иному мнению: львиная доля вины лежит на измененном ради экономичности составе смеси протектора.

    Поперечное аквапланирование

    Чтобы оценить способность шин сопротивляться поперечному аквапланированию, используем величину среднего остаточного бокового ускорения (оно пропорционально силе, с которой уже всплывающий в луже автомобиль еще цепляется за дорогу) в диапазоне скоростей 60–90 км/ч. Испытания проводим на асфальтовом кольце диаметром 200 метров, на котором расположен участок аквапланирования — сектор длиной около 20 метров, залитый шестимиллиметровым слоем воды.

    На первый круг заходим на 50 км/ч. Поддерживая постоянную скорость, фиксируем угол поворота баранки и, двигаясь по окружности, въезжаем на участок аквапланирования. Если автомобиль начинает сползать наружу, корректируем траекторию. Измерительный комплекс автоматически фиксирует скорость при въезде на залитый водой участок и величину остаточного ускорения. С каждым кругом увеличиваем скорость на 5 км/ч, пока автомобиль не потеряет сцепление с дорогой и центробежная сила не вытолкнет его с дуги по касательной к ней. На основании полученных результатов вычисляем среднее значение остаточного бокового ускорения в заданном диапазоне скоростей.

    Поперечное аквапланирование опасно не только распрямлением траектории, из-за чего возникает угроза не вписаться в поворот. Куда страшнее потеря устойчивости, когда после завершения аквапланирования автомобиль с вывернутыми колесами мгновенно восстанавливает сцепление. Это способно спровоцировать настолько резкий занос, что даже опытный испытатель не сможет удержать машину на дороге.

    При замерах продольного и поперечного аквапланирования местá среди покрышек распределились так же, как и в номинации «Комфорт». В линейке одной модели лучшие результаты показали «малоразмерные» шины, они закономерно обставили более широкие. А вот новая модель PremiumContact 6 обыграла ContiEcoContact 5 такой же ширины, но с более высоким профилем. На сопротивление аквапланированию значительное влияние оказывает рисунок протектора — новинка лучше отводит воду из пятна контакта.

    К завершающему тесту на разрушение мы привлекли по две шины каждой размерности — чтобы набрать больше статистики и исключить случайные результаты. Мало того, мы выполнили «разрушительный» тест дважды.

    В первый раз мы вынужденно проводили его под моросящим дождем, что несколько смягчило условия испытаний. Затем удалось повторить замеры по сухому, где пошли в ход шины, участвовавшие в оценках управляемости и аквапланирования.

    Закономерности выявились одинаковые и вполне предсказуемые: чем ниже профиль шины, тем проще ее пробить.

    Козырь в рукаве

    В начале ноября прошлого года на полигоне АВТОВАЗа мы проводили еще один тест — сравнивали, как ведут себя шины размерностей 195/65 R15 и 225/45 R17 разных марок при торможении на мокром холодном асфальте.

    Набрав богатую статистику, выявили еще один недостаток более широких шин — у них по сравнению с узкими значительно ухудшается сцепление на холодном мокром покрытии. Тому виной интенсивное охлаждение широких шин (из-за большей площади протектора), которое не позволяет им прогреться и стать эластичнее.

    Собираем пазл

    Итоговая картина получилась сложносоставной и насыщенной, зато почти не противоречащей теоретическим выкладкам.

    Широкие шины показали высокое сцепление и на сухом, и на мокром асфальте, что обеспечивает меньший тормозной путь. Однако у каждой медали есть оборотная сторона. «Лапти» всплывают в лужах на меньшей скорости, они ощутимее, чем узкие покрышки, теряют сцепление на мокрой дороге при понижении температуры. На управляемость широкие шины влияют положительно, поскольку имеют лучший «зацеп» и, следовательно, поведение автомобиля становится более понятным и безо­пасным. Расплачиваться за это приходится экономичностью, плавностью хода и большей вероятностью повредить шину на неровностях. Очевидно, что высокопрофильные узкие покрышки по этим параметрам лучше.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector