Какой должна быть зимняя резина
Содержание
- 1 Какой должна быть зимняя резина
- 1.1 Цифры, впечатления и стереотипы. О чем стоит помнить, выбирая зимние шины
- 1.2 Точно по размеру
- 1.3 В поисках альтернативы
- 1.4 Шипы, “скандинавки” или “еврозима”?
- 1.5 Без шиповки не пойдет!
- 1.6 О чем расскажут шинные тесты
- 1.7 Как выбрать зимние шины? Рекомендации экспертов
- 1.8 Скандинавские зимние шины или «европейцы»: что брать?
- 1.9 Есть ли смысл в шипованных шинах для белорусов?
- 1.10 Какие есть нюансы?
- 1.11 Насколько важна дата производства шин?
- 1.12 Где найти такую информацию?
- 1.13 Какие наблюдаются тренды в производстве шин?
- 1.14 Как выбрать зимние шины?
- 1.15 Введение
- 1.16 Зачем нужны зимние шины?
- 1.17 Как правильно выбрать зимние шины по маркировке?
- 1.18 Выбираем шины по рисунку протектора
- 1.19 Выбираем шины по виду
- 1.20 Заключение
Цифры, впечатления и стереотипы. О чем стоит помнить, выбирая зимние шины
Фото из архива редакции и Автосети
Фото из архива редакции и Автосети
Чем в эти осенние дни занимаются автомобилисты? Кто-то предусмотрительный и осторожный уже едет на шиномонтаж, а кто-то срочно ищет зимние шины. Для начинающих автовладельцев это занятие превращается в целую миссию, ведь приходится разбираться с размерностью, определяться с типом шин, выбирать марку и модель. Попробуем им помочь!
Точно по размеру
Начинать выбор шин многие специалисты рекомендуют с определения требуемой размерности. Только после этого станет понятно, какие марки и модели вообще доступны для приобретения. Размерность шины указана на ее боковине. Например, надпись 195/65 R15 означает, что ширина шины 195 мм, высота – 65% от ширины (в данном случае это 126,75 мм), 15 – посадочный диаметр шины, исчисляемый в дюймах. А R – это вовсе не радиус, а обозначение радиального типа шины.
Это основные параметры размерности, которые следует учитывать при подборе шин. Есть и другие индексы, указывающие на прочие характеристики. Например, сочетание цифр и букв. Скажем, 94V означает максимальную нагрузку 670 килограммов на одно колесо и максимальную скорость 240 километров в час. Но обычно первый параметр важен для коммерческой техники, а второй – для заряженных автомобилей.
Как раз с последними могут быть проблемы: если для массовых моделей и наиболее ходовых размеров обычно предложен широкий выбор вариантов, то для более редких он уже заметно ограничен, а для экзотических его вообще может не быть. Например, попробуйте найти с ходу зимние шины 195/45 R15 – даже крупные продавцы в лучшем случае предложат лишь пару вариантов, а то и вовсе посоветуют перейти на близкую размерность.
Это еще и вопрос стоимости: наиболее распространенные варианты обычно стоят дешевле, в то время как низкопрофильные модели оказываются дороже. Для примера приведем цены из одного источника на шины одной и той же модели с посадочным диаметром 15 дюймов, но разных размеров:
Так что для некоторых владельцев причиной перехода на альтернативную размерность вполне может стать финансовый вопрос. Но кто-то захочет на зиму поставить шины с более высоким профилем (чтобы увеличить дорожный просвет), а кто-то вспомнит, что на снегу предпочтительны более узкие шины (хотя для асфальта они как раз должны быть пошире).
В поисках альтернативы
Хорошо, если автопроизводитель допускает альтернативные размерности. А если нет? И, что хуже, по какой-то причине купить штатный размер не представляется возможным? Самое очевидное решение – выбрать близкий по параметрам вариант. Но чем чревато отступление от штатного размера? И почему вообще нужно его придерживаться?
В процессе создания и испытания модели колеса “вписываются” в общую конструкцию автомобиля. Так что если вы заменяете оригинальные колесные диски и шины другими, с заметно отличающимися параметрами, будьте готовы к тем или иным сюрпризам.
Скажем, колеса с большей шириной и диаметром могут контактировать с элементами ходовой части и кузова (иногда это проявляется только в движении, когда при боковых кренах или продольных клевках шины цепляют за арки или брызговики). На больших колесах дорожный просвет увеличивается, но одновременно с этим становится выше и центр масс. Могут измениться управляемость, курсовая устойчивость, ухудшиться экономичность. И конечно, изменяя внешний диаметр колеса, вы влияете на точность показаний спидометра. Если альтернативный размер больше штатного, скорость прибором будет занижаться, если меньше – завышаться. Это же касается и показаний одометра. Для наглядности воспользуемся калькулятором одного из крупных продавцов шин.
Чтобы исключить или свести к минимуму все негативные последствия, параметры устанавливаемых шин должны быть как можно ближе к оригинальным значениям. Наиболее наглядно разницу покажут специальные калькуляторы, такие есть на сайтах продавцов шин. Можно узнать, как изменится высота профиля, дорожный просвет, насколько начнет “врать” спидометр и т.д.
Подбирая подходящий альтернативный вариант, помним, что высота профиля задается в процентах от ширины. А раз так, то на внешний диаметр шины можно влиять и через этот параметр. Скажем, если не удается найти размерность 195/55, заменителем может стать 186/60, все параметры, кроме ширины, будут достаточно близкими.
То же и с переходом на другой посадочный диаметр. Допустим, базовая размерность все та же 195/55 R15. Альтернативой может стать 195/60 R14 или 185/65 R14 – внешний диаметр будет практически один в один.
К слову, с шириной стоит “играться” осторожно, особенно в плюс, ведь в последнем случае, опять же, есть риск не “вписаться” в колесную нишу. Также напомним о том, что ширина шины должна соответствовать ширине диска – таблицы легко находятся в Интернете.
Так что в идеале следует использовать предписанные автопроизводителем размерности. Если это по тем или иным причинам не получается, стремимся к тому, чтобы оставаться максимально близко к заводским параметрам по ширине и высоте. Здесь в помощь шинный калькулятор и собственное чувство меры.
Шипы, “скандинавки” или “еврозима”?
Шины продукт сложный – конечный баланс качеств все равно имеет крен либо в сторону снежно-ледовых покрытий, либо асфальта, либо в пользу сцепных качеств, либо в пользу акустического комфорта и так далее. Вот и приходится выбирать между шипованными и фрикционными шинами, причем последние еще следует делить на “европейские”, создаваемые с акцентом на асфальт и борьбу с аквапланированием, и “скандинавские липучки”, больше заточенные под снежно-ледовые покрытия.
У каждого из вариантов не только свои преимущества и недостатки, но и свои сторонники/противники. Кроме того, каждый тип преследуют никак не отмирающие стереотипы. Хотя пора бы уже забыть о том, что на асфальте шипованные шины беспомощны, да еще быстро теряют “когти”, а “еврозима” беспомощна на снегу – все это давно не так, по крайней мере, если говорим о моделях из высшего эшелона.
Хотя, конечно, принципиально предназначение этих типов резины не меняется: на льду лучше всего работают шипованные шины, на асфальте – “еврозима”, а “скандинавские” модели хороши в первую очередь на заснеженных дорогах.
Проблема в том, что в последние годы зимы у нас скорее “европейские”, последняя так вообще без снега обошлась. И это также оказывает влияние на конечный выбор. Шипованные шины на белорусском рынке и до того не играли ведущую роль, теперь и подавно. Более того, под вопросом для некоторых уже и целесообразность покупки “скандинавских” шин.
Собственно, выбор в пользу того или иного типа зависит от двух факторов. Первый – это преобладающие условия эксплуатации. Жителям крупных городов, где дороги быстро чистят или поливают реагентами, действительно со снегом и льдом сталкиваться приходится нечасто, тем более если в “дни жестянщика” они предусмотрительно предпочитают обходиться без машины. В этом случае “еврозима”, отлично работающая на холодном асфальте, противостоящая аквапланированию, вполне неплохо справляющаяся со снегом, будет оправданным выбором. Но только при условии, что водитель понимает: на укатанном снегу и на льду возможности таких шин ограничены.
На периферии, где дороги чистят меньше, в снежную зиму лучше сработают “скандинавские” шины. Они хорошо справляются со снегом, но на асфальте их возможности скромнее. А если приходится часто ездить по загородным трассам и иметь дело с ледяной колеей, тут без вариантов стоит предпочесть шипованные шины.
Но есть же и второе условие! Это отношение самого владельца к рискам. Те, кто полагает, что уверенное передвижение в один-единственный “ледяной” день в году оправдывает все издержки, традиционно отдают предпочтение шипованным шинам, прощая им худшую “экономичность” и сниженный акустический комфорт. Те же, кто посчитал, что 90% осенне-зимнего сезона ездит по асфальту, а остальные 10% – аккуратно по снегу, считают разумным выбор “еврозимы”. Остальные в качестве золотой середины выбирают шины скандинавского типа. То есть выбор в пользу того или иного типа шин – это в определенной степени вопрос веры. А она, как известно, не обсуждается.
Без шиповки не пойдет!
Стоит ли связываться с шинами, где шипы предусмотрены, но не установлены или удалены (если говорим о б/у покрышках)? С этим вопросом мы в свое время разбирались, так что повторим основные тезисы.
У “липучек” более мягкий состав резины и множество мелких ламелей в рисунке протектора, что и позволяет им обеспечивать сцепление со снегом и льдом. Шипованные шины разрабатываются с учетом того, что часть работы выполняют шипы, к тому же их необходимо надежно удерживать, дабы не растерять, поэтому блоки протектора, предназначенные для установки шипов, могут быть выполнены из более жесткого состава резиновой смеси, а также имеют меньшее число ламелей. Для работы на асфальте это даже плюс, а на льду – минус, но на нем дополнительное сцепление обеспечивают шипы, и этот момент не так важен. Убираете шипы – меняете качества шины. Скорее всего, на скользких покрытиях она будет работать хуже, чем чисто фрикционные модели, особенно если они “скандинавского” типа.
О чем расскажут шинные тесты
Разобравшись с размерностью, поняв для себя приоритеты и определившись с бюджетом, вы готовы рассматривать те или иные варианты. Как определить лучшие для себя? Расспрашивать знакомых или изучать отзывы покупателей, конечно, можно. Но шины – это как раз тот случай, когда экспертная оценка гораздо важнее частного опыта.
Поездив пару сезонов на тех или иных шинах, мы в той или иной мере делаем для себя вывод, насколько они хороши. Проблема в том, что наши оценки субъективны, к тому же нет сравнительного анализа – мы ведь не знаем, как вели бы себя в тех или иных условиях шины других производителей. Вот и мнение других водителей такое же субъективное и ограниченное по части сравнения.
То ли дело профессиональные шинные тесты! Во-первых, они проводятся с инструментальными замерами: с использованием точной аппаратуры, на специально подготовленных трассах, причем на разных покрытиях и в разных режимах. Во-вторых, они проходят строго по разработанной методике и с привлечением специалистов. Наконец, в-третьих, в таких тестах сравниваются конкурирующие на рынке модели шин от разных производителей. То есть это целый комплекс испытаний с результатами и итоговыми оценками, что позволяет не только определить лучших и худших, но также увидеть качества каждой шины в каждой отдельной дисциплине.
Но если все так и нет оснований доверять объективности, почему у разных изданий в разные годы результаты тестов тоже разные? То есть группы лидеров и аутсайдеров примерно сохраняются, но почти всегда есть изменения по части распределения мест в этих группах?
Причин несколько. Например, следует понимать, что технологии не стоят на месте, а на вектор развития моделей влияют не только экономические, но и “политические” факторы, например такие, как дружественность шины к экологии. В общем, разные поколения одной модели могут кардинально отличаться по своим качествам. К тому же сами производители, особенно те, что выступают в роли “догоняющих”, вынуждены предпринимать усилия, чтобы подтянуть свои модели к уровню прямых конкурентов.
Не будем забывать и о том, что у разных организаторов свои приоритеты в вопросе оценки качеств шин. Скажем, европейские издания (немецкие, британские) в основном тестируют фрикционные “европейские” шины и основное внимание уделяют их поведению на асфальте и на залитой водой дороге, а также “экономичности”. Российские журналисты больше сфокусированы именно на поведении шин на снежном и ледяном покрытии, как правило, они отдельно тестируют шипованные шины, отдельно – фрикционные, причем во второй категории в лидерах неизменно оказываются именно модели “скандинавского” типа.
В любом случае победителями таких тестов, как правило, становятся представители премиум-сегмента, основным недостатком которых оказывается лишь высокая стоимость. Но даже они (не говоря про остальные модели) в каких-то испытаниях показывают себя лучше, в каких-то – хуже.
Поэтому помимо итогового места и общего вердикта стоит изучить результаты по тем дисциплинам, которые для вас представляют наибольшую важность. Допустим, это разгон и торможение на льду, работа на трассе управляемости, стойкость к аквапланированию. Или, наоборот, работа на асфальте. Именно результаты по видам испытаний позволят получить представление о том, какие именно модели стоит рассматривать к покупке в первую очередь.
Выбираем и покупаем. Зимние шины в базе объявлений Автобизнеса
Как выбрать зимние шины? Рекомендации экспертов
Зима близко. А это значит, что сейчас самое время автомобилистам «переобуться». Правильно выбрать зимнюю шину — хлопотное дельце, есть огромное количество нюансов. Помочь разобраться в них мы попросили опытных специалистов. Наши эксперты — Александр Брылев, директор ООО «ТайрПро» (онлайн-гипермаркет шин и дисков Proshina.by, шинный центр Proshina на Бабушкина, 21), и Артем Касперович, руководитель шинного сервисного центра Tyre Plus.
Скандинавские зимние шины или «европейцы»: что брать?
Александр Брылев:
— Это сложный вопрос, и однозначно ответить трудно. И очень индивидуальный — зависит от предпочтений водителя, кошелька, стиля езды, где и как часто он ездит и многое другое. На самом деле для большинства белорусских водителей подойдет хорошая качественная «еврозима».
Давайте определимся с терминологией.
«Еврозима» (или, как еще называют, «альпийская зима») — зимняя фрикционная шина, предназначенная для центральноевропейского региона. Многие боятся части «евро»: мол, это легкая зима, и держать дорогу она будет хуже зимой. Это не совсем так. Это полноценная зимняя шина со своим набором характеристик. Такая шина, как правило, акцентирована на более широкий диапазон температур от +15 градусов до –15 градусов и на езду по снегу, мокрому талому снегу, мокрому асфальту и просто по асфальту — ведь у нас зимой, согласитесь, это голый асфальт. Она лучше будет держать дорогу на мокром асфальте и, что очень важно для потребителя сейчас, скорее всего, будет более износостойкая по сравнению со скандинавской шиной.
Скандинавская шина — это шина мягкого состава резиновой смеси c бóльшим количеством ламелей в блоке протектора. Еще в народе такую шину называют «липучка» — она изготовлена с применением мягких резиновых смесей с большим содержанием натуральных каучуков и силики. Диапазон оптимальных рабочих температур такой покрышки смещен к морозам — от +5 примерно до –20 градусов. Такая шина меньше деревенеет в мороз, прилипает ко льду и укатанному снегу лучше, чем любая другая за счет большего количества ламелей и мягкой резины, которая не дубеет и остается эластичной даже при –20. Такая шина будет чуть лучше держать дорогу в мороз, но хуже тормозить на сухом и мокром асфальте в теплую погоду.
Примеры хороших липучек
— Традиционно одни из лучших шин для снежных зим производят Nokian — это та фирма, которая самая первая в мире придумала и начала производить зимние шины! И продолжает делать это довольно неплохо. Линейка Nordman RS2 — хит продаж по соотношению цены/качества последних лет. Либо премиальная и дорогая Hakkapeliita R3 — сам езжу на таких шинах и очень доволен! Много липучек производят японцы — Dunlop, Yokohama и Toyo
Пример моделей «еврозимы»
Артем Касперович:
— Конечно, при выборе автошин следует ориентироваться на условия эксплуатации автомобиля. Каждый автомобилист в достаточной мере понимает, где и как он эксплуатирует свое авто. Поэтому, задав некоторые наводящие вопросы, можно подобрать тот продукт, который действительно подойдет. Климат на территории нашей республики сегодня обретает несколько мягкий окрас, хотя январские и февральские морозы зачастую подкидывают массу сюрпризов.
Для водителей, которые передвигаются преимущественно по городу, вполне подойдут шины с «европейским» рисунком протектора. Чищеные дороги, много слякоти, температура окружающей среды не обусловлена низкими показателями на термометре либо вообще сухой асфальт — это отличные условия для приобретения и эксплуатации шин с «европейским характером». «Европейцы», откровенно говоря, не предназначены для эксплуатации в низкотемпературных (в среднем –15 и ниже) режимах. Резиновая смесь становится менее эластичной, и, соответственно, часть характеристик автомобильной шины ухудшается (снижение коэффициента сцепления, к примеру, появление излишнего шума).
Если говорить о «скандинавских» шинах (это шины, предназначенные для эксплуатации в более суровой среде) — заснеженная либо обледенелая дорога, низкие температуры окружающей среды. В «скандинавских» шинах применяется более мягкий состав резиновой смеси, поэтому они не должны дубеть даже при очень низких температурах. Шины с таким рисунком протектора потребитель выбирает несколько чаще, страхуя себя от неожиданных перемен погодных условий. Но стоит понимать, что из-за более мягкой резиновой смеси при околонулевых температурах пропадает «острота» руля и уменьшается износостойкость
Есть ли смысл в шипованных шинах для белорусов?
Александр Брылев:
— Да, есть. Примерно для 5—10% автомобилистов. Кто не уверен в своих водительских навыках. Либо, наоборот, хороший водитель и хочет «подзажечь» в экстраусловиях снега и льда на дороге. Шиповка тут проявит свои лучшие особенности, но только одну или две недели в году. Для безопасности на льду и езды, возможно, кому-то не придется тратиться на дорогостоящий ремонт авто. Лучше всего помогает сохранить контроль над дорогой такая шина в так называемый день жестянщика, когда температура около нуля, гололед. В городе есть особенность — перед перекрестками и пешеходными переходами автомобили раскатывают каток, и это самое опасное. Тут принципиально выручит даже не липучка, а шипованная шина.
В остальное же время года шипы не лучший вариант. Кроме того, что не пустят в Польшу на шипах, некоторые паркинги в Минске ограничивают въезд на шипованной резине, так как разрушается покрытие. Например, на Комаровке. Будет проблема с техосмотром, на стенды не допускается въезд на шипах. И в целом шипы — это хлопотное дельце. Первые 500 км следует ездить очень тихо и прикатать шипы, чтобы они хорошо сели и держались. При езде по асфальту следует избегать торможения в пол и разгонов с пробуксовкой, иначе шипы будут выпадать. Для кого важен акустический комфорт — шипы более шумные, нежели любая другая резина.
Артем Касперович:
— Шипованная шина в нашем регионе имеет низкий спрос по сравнению с нешипованной. Это и неудивительно, так как последняя зима не проявила грозный оскал в виде низких температур и снежных осадков.
Популярные шипованные шины
Какие есть нюансы?
Александр Брылев:
— В последнее время замечена такая тенденция: покупатели стали спокойно покупать шины, сделанные в России. Раньше ключевой фактор был «дайте только не Россию» — и массово отказывались от заказов шин премиальных моделей Nokian, Michelin, Pirelli производства РФ, покупая сербский экономкласс или бренды второй руки, но выпущенные в Германии. Это абсолютно неправильно. Сейчас уже в интернете достаточно отзывов, что шинные производители, локализованные в РФ, делают исключительно качественный продукт, не хуже Германии или США. Люди это наконец-то поняли! Ведь, согласитесь, в Германии на заводе стоят у станка не коренные немцы, а приезжие турки. Производство автоматизировано, компоненты едины, а оборудование даже новее старых европейских заводов.
Наш совет как профессионалов — ориентироваться при выборе модели на тип зимней шины, более подходящей именно вам («еврозима», липучка или шипы), на ценовую категорию и на особенности конкретной модели, которую хотите покупать, обращаться за консультацией к профессионалам. На тесты и отзывы стоит смотреть осторожно: в отзывах нечестные производители часто пишут негатив друг на друга. А тесты путем манипуляции с критериями оценок продвигают нужных производителей.
Артем Касперович:
— Да, в Польше просто не пропустят автомобиль через границу, если на нем установлена шипованная шина (законодательство, экология). Да и постоянный шум «цокающих» колес не приносит никакого комфорта, особенно если говорить о затяжных маршрутах.
Тем не менее, если владелец проживает, работает в местах, куда не добираются снегоуборочные машины, есть много льда на дорожном полотне, этот вариант может оказаться спасительным. А еще в этом сезоне цены шипованных шин в сравнении с нешипованными в некоторых типоразмерах могут оказаться более демократичными.
Насколько важна дата производства шин?
Александр Брылев:
— Это, безусловно, важный вопрос. Резина стареет со временем. Выскажу непопулярное мнение среди продавцов шин, которые говорят, что это совсем ни на что не влияет.
Это вопрос более важен для некоторых спортивных или премиальных скоростных автомобилей, мотоциклетных шин, для дорогостоящих мягких составов и спортивных сликов и полусликов. Но для 95% рядовых шин на массовые автомобили за 2—3 года хранения на складе ничего не произойдет! Разницы вы никакой не заметите.
В Michelin проводили внутренние тесты и доказали, что шины при правильном хранении до трех лет вообще ничем не отличаются по ездовым характеристикам и износу. К нам на шиномонтаж приезжают автомобили, на которых шины и 2011-го, и 2008 года выпуска — и ни трещинки, идеально держат дорогу.
Специалисты Pirelli в среднем подсчитали, что шина теряет не более 5% своих свойств за 1 год при хранении на складе — ароматические масла и каучуки немного подсыхают, но, опять же, не настолько это критично, как в последнее время многие думают и сильно преувеличивают значение этого фактора.
Если резина этого года или прошлого — вообще без разницы, если на нее есть гарантия.
Тем более точно не стоит выбирать одной недели выпуска. Если шина старше 3 лет, то она тоже качественная, но, вероятно, должна стоить чуть дешевле.
Артем Касперович:
— Дата производства автошины, пожалуй, один из самых популярных вопросов потенциальных покупателей. Например, исследования компании Michelin показывают отсутствие существенной разницы в характеристиках недавно произведенной шины и шины, которую произвели три года назад (исследования проведены Корейским центром защиты потребителей и АДАК, Германской автомобильной организацией).
Компания Michelin подчеркивает, что важна не дата изготовления шин, а дата установки шин на автомобиль и условия их хранения. Именно с этого момента шина подвергается реальным нагрузкам. Когда шина хранится в верном положении и рекомендуемых условиях, она не теряет свои оригинальные сбалансированные технические характеристики как минимум в течение 5 лет с даты производства шины.
Где найти такую информацию?
Александр Брылев:
— DOT-маркировка: в овале 8 букв и 4 цифры в конце. Например, «5219» означает 52-я неделя, 19-й год выпуска.
Артем Касперович:
— Четкое описание данного вопроса тяжело найти в официальных источниках. Однако Michelin определяет этот срок как 10 лет при условии правильного хранения.
Какие наблюдаются тренды в производстве шин?
Александр Брылев:
— В Беларуси люди активнее покупают всесезонные шины. Всесезонки стали качественнее, и раньше это вообще была экзотика. Сейчас люди экономят, и доля этого сегмента растет. Хотя мы все равно рекомендуем иметь два комплекта шин — на зиму и на лето.
Тренды: в основном шины становятся уже и выше профилем. Обусловлено экологией, топливной экономичностью. Раньше делали более широкие шины, которые требовали больше топлива, были тяжелее.
Как выбрать зимние шины?
Введение
Холодает. Сейчас самое время, чтобы поискать себе новый комплект шин на зиму. И у многих водителей один вопрос следует за другим: как выбрать зимнюю шину из всего этого разнообразия брендов? Стоит ли ее шиповать или лучше обойтись? Чтобы помочь нашим покупателям определиться с нелегким выбором, мы составили эту статью, где ответили на все вопросы.
Зачем нужны зимние шины?
Несведущие «зеленые» водители часто интересуются: «а нужно ли вообще менять шины на зимние? А нельзя ли и зимой ездить на летнем варианте?» Ответ однозначен – нет, нельзя. Даже если водитель не привык лихачить, поездки на жесткой резине для лета по ледяным или заснеженным трассам обязательно приведут к аварии. Такой вид покрышек просто не предназначен для низких температур и снежных завалов. А вот зимние шины созданы специально для скользких замерзших покрытий – будь то укатанный снег или гладкий лед. Они намного мягче летнего варианта и способны сохранять эластичность при сильном минусе.
Свои особые свойства автошине дают несколько составляющих:
Рисунок протектора (блоки, ламели, грунтозацепы и др.);
Протектор хорошей зимней покрышки состоит из крупных блоков и глубоких канавок между ними. При вращении колеса вся система загребает снег и собирает его в углублениях, чтобы создать дополнительное сцепление, а потом выбрасывает все лишнее. На такое способна только зимняя резина.
Определить для какого сезона предназначена автомобильная резина очень легко. На боковине шины для зимних условий, стоит маркировка в виде снежинки на фоне тройного горного пика. Эксперты ООН и Евросоюза в 2012 году официально приняли этот знак, как гарантию того, что резина соответствует всем критериям безопасности.
Часто можно услышать, что менять колеса нужно только, когда на дорогах много снега или все покрыто льдом, а если зима выдалась бесснежной, то можно обойтись и хорошим комплектом для лета. Это очень распространенное заблуждение: когда температура опустится ниже нуля градусов, шина на автомобиле для лета скорее всего превратится в «деревяшку» не сможет цепляться за дорожное покрытие. Хорошая зимняя резина создается не только для заснеженного и обледенелого шоссе, но еще и для поездок по влажному и сухому асфальту.
Менять шины на своей машине следует не под вой пурги, а когда на столбике термометра стоит значение +7-+5, и потепления точно не предвидится. Как правило, это октябрь-ноябрь.
И даже не думайте покупать покрышки разных производителей! Каждая модель имеет свои свойства контроля дороги, и нарушение концепции обязательно отразится на вождении.
Как правильно выбрать зимние шины по маркировке?
Вот несколько советов о том, как выбрать зимнюю резину и не наделать ошибок.
Первым делом нужно выбрать размер – ищите его в руководстве по эксплуатации автомобиля. Как правило, он точно такой же, как у летнего варианта, поэтому достаточно просто посмотреть на боковину одного из колес автомобиля и найти там цифры Р225/45 R18 95 S, где:
225 – это ширина покрышки с одного борта к другому, выраженная в миллиметрах.
45 – процентное соотношение сторон между высотой боковой стенки и шириной протектора.
R18 – диаметр шины в дюймах.
95 – индекс максимальной нагрузки без потери сцепных свойств (диапазон для легковых авто может быть представлен от 75 до 105).
S – максимальная скорость при рекомендуемой грузоподъемности (S примерно соответствует 180 км/ч). Диапазон скоростей представлен буквами от J (100 км/ч) до ZR (более 240 км/ч).
Точно такие же параметры должны стоять и на комплекте для зимних условий. Если все сходится, будьте уверены, что выбор верный, и резина сядет на посадочное место, как влитая. Однако некоторые владельцы предпочитают выбрать зимнюю резину меньшего размера, и так экономят деньги. Дело в том, что авто могут подойти шины поменьше, все зависит от модели.
Также некоторые водители ставят шины с большими значениями индекса скорости и максимальной нагрузки. Устанавливать покрышки, которые способны выдерживать больший вес и скорость вполне себе допускается для увеличения срока эксплуатации, однако у них ухудшаются характеристики. Едва ли правильным решением будет покупать зимнюю резину, где индекс нагрузки ниже: чрезмерная масса спровоцирует неравномерный износ, и покрышка долго не протянет.
На боковине есть еще дополнительная информация об изделии:
«Альпийский символ» в форме снежинки (о котором мы говорили выше) сообщает, что эта автомобильная резина соответствует минимальным нормам эксплуатации в зимних условиях.
M+S – маркер всесезонной резины, которую можно использовать в мягком климате.
DOT или Е – резина соответствует требованиям министерства транспорта США (DOT), либо она прошла испытания Евросоюза (Е).
Direction и стрелочка – для моделей, которые могут вращаться только в определенном направлении.
Тема маркировки шин большая, и в этой статье нам не нужно освещать ее всю. Дадим еще один совет: проверяйте срок годности зимних шин – год выпуска тоже можно найти на боковине. По закону покрышки остаются новыми в течение пяти лет, если их подобающим образом содержали на складе. После 7-ми лет хранения даже в самых идеальных условиях состав начинает терять свои полезные свойства.
Выбираем шины по рисунку протектора
Всего есть три типа дизайна зимних шин:
Направленный симметричный – бюджетный и универсальный для любого покрытия. Дренажная система эффективно отводит грязь и воду с пятна контакта. На такой резине не должно возникнуть проблем с асфальтом.
Ненаправленный симметричный – лучше всех самоочищается от грязи и влаги и отводит воду. При езде шины издают очень небольшое гудение и отличаются комфортом в управлении.
Ненаправленный ассиметричный – отлично держит трассу и гарантирует качественную поперечную устойчивость автомобиля. Такой дизайн создается, как правило, для дорогих моделей.
Выбираем шины по виду
Чтобы легко выбрать зимнюю резину, знайте, что всего существует три ее разновидности:
Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор стоит делать, исходя из того, по каким трассам и при каком температурном режиме ездит ваша машина. Перечислим преимущества и недостатки каждого из видов зимних шин.
Шипованные
Шины с шипами предназначены для поездок по заледенелым или заснеженным путям. Такие модели шипуются для суровых зимних условий, сохраняют свои свойства на морозе и имеют очень короткий тормозной путь на снежном и ледяном покрытии. Зубья, которыми усажена поверхность протектора, хорошо проникают в лед и не дают авто поддаваться скольжениям и заносам. Таких шипов бывает два вида: металлические или керамические (первые встречаются намного чаще). В среднем на поверхности можно насчитать порядка сотни «гвоздиков». Есть немногочисленные модели, которые выпускаются с отверстиями под ошиповку – на таких ездят и без «колючки», но их можно шиповать и тогда пользоваться всеми преимуществами такой резины, не забывая о недостатках.
Ошиповка зимних шин особо эффективна на льду, на свежем снегу и при подъеме в гору, однако она не очень хорошо себя чувствует на сухом асфальте и особенно на высоких скоростях – шипы будут мешать плотному контакту с трассой и удлинят тормозной путь. В рыхлом снегу или на болотистой грунтовке шипы просто «закопают» колеса автомобиля. Еще на ней неудобно ездить быстро из-за громкого шума, с которым «колючка» взаимодействует с дорожным покрытием. Шипы часто выпадают, и шину приходится дополнительно шиповать. Минусом является их негативное воздействие на асфальт – в некоторых странах шиповать покрышки вообще запрещено. Зимнюю резину с «гвоздиками» придется обкатывать на первых 500-1000 км при скорости не выше 80 км/ч и без резких торможений.
Шипуйте протектор, если вы живете в северных широтах и почти не бываете в крупных городах.
Фрикционные
Фрикционные (шины-«липучки») делятся на европейские и скандинавские виды для зимних условий. Первые хороши на заснеженных трассах, вторые более актуальны в больших городах, где регулярно чистят снег и где преобладает отремонтированное дорожное покрытие. На них не рекомендуется ездить в сильные морозы, ведь они предназначены для эксплуатации мягкой зимой.
Поверхность их протектора не шипуется, так что шине можно рассчитывать только на хороший компаунд, блоки и ламели, которыми резина цепляется за трассу. Фрикционки почти беспомощны на льду, но неплохо чувствуют себя на укатанном снегу и в слякоть. На асфальте они тоже справляются намного лучше моделей, которых шиповали.
Что касается шума в салоне, то у «липучек» он неимоверно ниже резины с «колючкой». К тому же, они не несут сильной угрозы целостности дорожного покрытия. Еще небольшая особенность: фрикционные шины несколько меньше потребляет топлива.
Всесезонные
Несмотря на громкое название, всесезонные шины хороши в умеренно-климатических зонах. Для такого типа характерна маркировка M+S (mud and snow). Она означает, что резина предназначена для передвижения автомобиля в грязи и снегу. Но это только формальность, ибо климатические условия в каждой стране разные, а протектор служит для езды по умеренному снегу и слякоти. В Европе на таких шинах вполне можно передвигаться, однако русской зимой всесезонки будут очень плохо держать замерзшее шоссе и крайне неэффективно тормозить.
Всесезонная резина может подойти автовладельцам из Южного федерального округа, где зимы не такие суровые как на севере. Остальным ее допускается надевать весной, летом и осенью: когда на градуснике от +7 до +30 о С, условия для них самые хорошие. У всесезонных шин есть одно неоспоримое преимущество: они очень износостойкие, и, если не нарушить погодный режим, всесезонки долго прослужат своему владельцу. К тому же их не нужно шиповать и беспокоиться, что по дороге растеряются все зубья. Однако хорошей заменой ни зимним, ни летним они все равно не будут – управляемостью, прохождением поворотов и торможением придется пожертвовать.
Заключение
Мы в BlackTyres уже долгие годы профессионально занимаемся подбором шин. Берите фрикционные скандинавки на свою машину, если живете в северных регионах страны и не выезжаете из крупного города. Или фрикционные европейки/всесезонки, если вы проживаете на юге. Жителям провинциальных городов и деревень в северных широтах больше подойдет шипованная резина.
В конце концов выбор шины лежит исключительно на ваших плечах, и даже лучшая статья этого не исправит. Самый ваш главный советчик – это погода за окном. У вас есть хорошая возможность увериться в том, какие шины лучше – зайти в наш раздел с отзывами. Выбирайте интересующую вас модель для зимы и читайте мнения реальных людей, которые уже успели проверить ее на прочность в самых разных условиях.
Или посмотрите отличное видео по нашей теме: