0 просмотров

Как узнать остаток резины

Глубина рисунка протектора шин легкового автомобиля – сколько допускается и как измеряется

Все автовладельцы знают, что любая покрышка постепенно изнашивается. Чем больше износ, тем хуже управляется автомобиль, снижается его проходимость за счет уменьшение сцепных свойств шины. Это касается не только зимних, но и летних шин. Кроме этого, владельца машины со стертым рисунком поджидает штраф, за критическое снижение глубины протектора.

Сегодня разберемся, какая минимально допустимая глубина рисунка разрешается по ПДД для разных типов покрышек. Как её правильно измерять при помощи измерительных инструментов и подручных средств.

Требования ПДД

Заглянем в Правила дорожного движения, чтобы освежить в памяти требования к минимально допустимой глубине протектора автомобильных шин. Хочется сразу отметить, что эти требования одинаковые для России, Украины и ДНР.

Значения остаточной глубины протектора, ниже которой полагается штраф:

  1. Для легковых и грузовых автомобилей до 3,5 тонн массой – 1,6 мм;
  2. Для грузовиков массой больше 3,5 тонн – 1 мм;
  3. Мотоциклы – 0,8 мм;
  4. Автобусы с 8 и более пассажирскими местами – 2 мм.

Это касается эксплуатации летних шин, к зимним покрышкам предъявляется другие требования – допустимая минимальная глубина рисунка протектора не менее 4 мм.

Отличие требований ПДД РФ от Украины и ДНР

  • Значения минимального остатка протектора зимних шин такое же, как и для летних (Статья 31.4.5). В Правилах сказано, что в зимний период транспортные средства обязаны эксплуатироваться только с покрышками, с маркировкой в виде трех вершин со снежинкой, символами «M+S», «M&S», «M S», то есть на зимней резине.

  • Разницы в шипованной или фрикционной шине нет. Нормативы минимальных значений протектора одинаковые.

Кстати сказать, инспектор ГИБДД имеет полное право самостоятельно проверить высоту протектора, используя специальные измерительные устройства.

Как самому измерить глубину рисунка

Использовать специальные измерительные приборы:

Для измерения применяют штангенциркуль с глубиномером:

Если и его нет, можно использовать монету. Для жителей России понадобиться монета номиналом в 2 рубля, для граждан Украины – 10 копеек:

По индикаторам износа на покрышке

Производители автомобильной резины позаботились о своих покупателях. Чтобы не покупать дополнительные измерительные приборы, контролировать износ протектора и его остаточную глубину можно при помощи индикаторов износа. Они наносятся на рабочую поверхность контакта шины с дорогой.

  1. Гравировка на покрышке в виде цифр от 2 до 8. Они обозначают глубину протектора, высоту рисунка. Колесо постепенно изнашивается, стирая каждую цифру, первой пропадает 8, затем 7. Если вы видите 2, значит, глубины осталось 2 мм – пора задуматься о покупке нового комплекта.
  2. В канавках спрятаны индикаторы износа – резиновые перегородки, выступы. Если рисунок стерся до их уровня, значит, высота протектора 2 миллиметров.

Чтобы проще найти на шине местонахождение индикаторов износа, производители на тыльной стороне ставят «треугольник». Он обозначает стрелку «Смотри сюда, они здесь». Поднимаем глаза на рабочую сторону колеса и находим резиновые выступы в канавках.

Важно, если зимняя резина имеет максимальный износ, то устанавливать ремонтные шипы на неё нельзя. Они не будут надежно в неё держаться. Есть шанс повредить корд при монтаже, в большей степени это касается винтовых шипов.

Что влияет на скорость износа протектора

Напоследок, чтобы подогнать объем статьи к своим конкурентам, опишу факторы, влияющие на долговечность резины.

Повышенное давление в покрышке. Если не соблюдать требования завода изготовителя автомобиля и держать завышенное давление в скате, то происходит быстрый износ центральной части. Именно она больше всех имела сцепление с дорогой, вот быстро и стерлась.

Нарушен угол развала колес. Если наблюдается повышенный износ наружных частей шины, одной или другой, то это означает что нужно регулировать развал-схождение.

Если протектор стирается равномерно, но быстро – у вас агрессивная манера езды.

Что означает износ 80% для б/у резины?

Такое часто встречается в объявлениях, где часто указан износ рисунка в процентах..

Для зимы отличное состояние 0% — 10 мм. Если указано:

  1. 10% — 9 мм. Берем 10 миллиметров за 100 процентов. 10% от 10 мм равно 9 мм;
  2. 20% — 8 мм и т.д.;

Если предлагают шины с износом 80%, то это 2 мм – из этой резины можно только сделать оградку для палисадника или фигурку лебедя.

Для летней резины 0% — 7-8 мм. Поэтому отсчет процента износа нужно вести от этих значений.

Вывод

Остаточная глубина протектора шин напрямую влияет на обеспечение безопасности движения на дороге. «Лысая» резина приведет не только к потере управляемости автомобиля и ухудшению сцепных свойств покрышки, но и к штрафу. Требование ПДД суровые в этом вопросе, а заработать на водителе любому «гаишнику» только в радость.

Будьте внимательными, контролируйте самостоятельно этот параметр. Как его самостоятельно измерять вы знаете, какие значения допускаются – тоже рассказал. Теперь перейдем к штрафам: в России – 500 рублей или предупреждение (Статья КоАП 12.5 часть 1), в Украине – 340 гривен, при повторном нарушении – лишение прав.

Кроме штрафных санкций существует риск отказа страховой в выплате в случае ДТП. Если во время экспертизы было зафиксировано, что автомобиль эксплуатировался на «лысой» резине, то шанс получить страховку сводится к нулю.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Определяем износ шин самостоятельно

Многим водителям прекрасно известно, что езда на «лысой» резине — это плохо. Но начинающий водитель, как правило, не осознаёт, насколько это может быть критично, и имеет весьма смутные представления о том, какие факторы влияют на износ шин. В статье постараемся рассказать об этих факторах, а также поговорим о том, можно ли самостоятельно определить степень износа покрышек.

Почему на таких покрышках ездить нельзя

Что такое автомобильная шина? В сущности, это расходный материал. Резину автовладелец меняет дважды в год — зимой и летом. Но со временем протектор на шинах стирается настолько, что колесо становится «лысым». Ездить на такой резине опасно в любое время года и по любой дороге. Есть мнение, что шины с качественным протектором, которые буквально вгрызаются в дорожное покрытие, актуальны только зимой. Но это не так. Они нужны и летом.

Если рисунок на протекторе полностью стёрся, у шины не будет нормального сцепления даже с ровным и совершенно сухим асфальтом. О поездке по мокрой дороге и говорить не приходится: начнётся так называемое аквапланирование, при котором сцепление с дорогой утрачивают все колёса, и машину буквально несёт потоком воды. В такой ситуации все попытки управлять машиной обречены на провал.

А если машина с лысыми покрышками попадает на дорогу, покрытую шугой (это каша изо льда и грязи, появляющаяся после оттепели), она перестаёт ехать и начинает скользить. У этого явления даже есть название — «слэшпленнинг». А происходит всё это потому, что лысая покрышка не в состоянии отвести избыток воды из пятна контакта. В результате пятно контакта покрышки с дорожным покрытием уменьшается в несколько раз, что неизбежно сказывается на управляемости. Машина может слететь в кювет, ударить автомобили, идущие впереди, её может сильно занести буквально на ровном месте. Это далеко не полный перечень неприятностей, которые могут произойти с любителем «донашивать» лысую резину. И это ещё не всё. Остатки протектора на лысой шине могут в любой момент отслоиться полностью, после чего шина взорвётся прямо на ходу. Наконец, если протекторы на разных колёсах стёрты по-разному, это тоже опасно: неожиданные заносы такому автомобилю практически гарантированы.

Факторы, влияющие на «облысение» шин

Есть масса факторов, ускоряющих износ шин. Перечислим самые распространённые:

  • Небрежное вождение машины, особенно резкое торможение и старт с места с пробуксовкой. Сюда же относятся наезды на препятствия при движении на большой скорости, ситуации, когда боковины шин задевают за бордюры и т. д.
  • Редкое техобслуживание и ремонт покрышек. Если должный объём технических работ не выполняется в положенные сроки, это ведёт к тому, что посторонние предметы, застрявшие в рисунке протектора, вовремя не обнаруживаются и не извлекаются. В результате они проникают глубже в шину, что ведёт к ещё большим повреждениям.
  • Правила монтажа при установке и снятии шины были нарушены. Шины могут быть из разных комплектов, они могут быть разных размеров. Шину могут поставить на ржавый или повреждённый обод и т. д.
  • Колёса не сбалансированы должным образом. Если в колёсах нет должного равновесия, то при езде на высокой скорости в одном из колёс возникает динамический дисбаланс, который приводит к биению шины либо в радиальном, либо в боковом направлении. Это может привести как к преждевременному износу, так и к самопроизвольному разбортированию колеса.
  • Неверно отрегулированные развал и схождение ведут к износу как одного, так и двух передних колёс.
  • Выработавшийся тормозной барабан может стать овальным, в результате торможение идёт неравномерно, и на протекторе шины изнашиваются только отдельные участки. При этом барабан ещё и перегревается, а температура шины увеличивается, что тоже способствует преждевременному износу.
  • Наличие ощутимого люфта в системе рулевого управления и погнутые рулевые тяги, выступающие или изогнутые элементы рессор, провисшие из-за поломок крылья.
  • Масло, подтекающее из двигателя прямо на протектор.

Виды износа резины

Теперь разберёмся с видами износа автомобильных шин. Сразу следует оговориться, что принципиальной разницы между износом шин грузовых и легковых автомобилей нет. В обоих случаях на покрышки действует один и тот же набор факторов из числа тех, что перечислены выше. Здесь же следует упомянуть о зимних и летних шинах. Схема их износа примерно одинакова, разница лишь в том, что зимние шины, как правило, изнашиваются немного медленнее летних. Переходим к видам износа.

  • Нормальный. Название говорит само за себя. Поверхность протекторов на всех четырёх колёсах изношена одинаково. При осмотре никаких существенных дефектов не выявляется.
  • Износ передних и задних колёс. Он может быть разным. Это связано с тем, что передние и задние колёса могут нести различную нагрузку. Если это так, тогда на передних покрышках сильно изнашиваются боковые поверхности, в то время как на задних больше страдает середина протектора. Это правило не распространяется на автомобили с ведущими передними колёсами. Как правило, у таких автомобилей передние покрышки бывают изношены как сбоку, так и посредине.
  • Износ односторонний. Самая распространённая разновидность шинного износа. Причина — нарушения в подвеске, прежде всего, проблемы с развалом и схождением. Если износ наблюдается на внешней стороне покрышки, значит, имеет место излишнее положительное схождение. Изношена внутренняя сторона — значит, налицо отрицательный развал.
  • Износ пятнистый. В этом случае небольшие изношенные участки наблюдаются по всей площади протектора. Причина — износ тормозного барабана и неравномерное торможение, о чём уже говорилось выше.
  • Износ пиловидный. Это частный случай пятнистого износа. Чаще всего встречается на передних ведущих колёсах машин, протектор которых имеет блочный рисунок. Из-за своей геометрии эти блоки при контакте с дорогой вдавливаются глубоко в шину, а затем протаскиваются по дороге. Это длится доли секунды, но этого хватает для того, чтобы передняя кромка протекторного блока износилась сильнее задней, и протектор стал похож на пилу.

Хорошо видны изношенные передние края протекторных блоков

Когда менять шины по износу (летние/зимние, легковые/грузовые)

Следует понимать, что долговечность покрышек может варьироваться в очень широких пределах. Ключевую роль тут играет не назначение резины (летняя она или зимняя), а её производитель. Если фирма хорошая (к примеру, Michelin), то шины можно менять после 40–50 тыс. км пробега. Если качество шин оставляет желать лучшего, то переобуваться придётся каждые 10–20 тыс. км. Вообще, есть универсальное для всех автомобилей правило: если износ шины достиг критической величины, при которой глубина протектора стала меньше 1.6 мм, то шину надо срочно менять.

Способы определения уровня изношенности резины

  • Осмотр. Самый простой способ. Если шины работают уже давно, их износ будет виден невооружённым глазом. Всё, что для этого нужно, это по очереди поддомкратить колёса и внимательно к ним присмотреться, вращая их вручную. Внутренние боковины покрышек удобнее всего осматривать из ямы, освещая их фонариком.
  • Использование индикаторов износа. Индикатор представляет собой блок произвольного сечения высотой 1.6 мм. Находится такой блок в самой широкой протекторной канавке. Если протектор сносился настолько, что по высоте сравнялся с индикаторным блоком, значит, покрышку пора менять.
  • Цифровые индикаторы. По сути, это канавки разной глубины, прорезанные в протекторе. Каждая такая канавка образует цифру. По мере того как шина изнашивается, цифры исчезают одна за другой. Эти индикаторы очень популярны у фирм Matador и Nokian.

Их используют многие фирмы

Продаётся в каждом автомагазине

Для этого используется монета достоинством в 2 рубля

Итак, износ шин необходимо контролировать, причём делать это надо как можно чаще. Несмотря на то, что их принято считать расходным материалом, экономия на этом материале ни к чему хорошему не ведёт. В лучшем случае это проблемы с управлением, в худшем — авария.

Как определить степень износа шин

Многие автомобилисты при эксплуатации своей машины задумываются о том, когда же им пора менять шины. Для этого необходимо уметь определять уровень их износа. Однако делать это умеют не все, из-за чего иногда покрышки приходят в негодность прямо в пути, что очень опасно.

Этот показатель также важен при покупке б/у шин. Безусловно, новые будут идеальными, но ведь некоторые покупают резину с пробегом, и процент изношенности может быть существенным.

Но как определить износ шин? Для этого существует несколько вариантов. Рассмотрим каждый из них.

По внешнему виду

Этот способ является самым легким, но стопроцентных результатов он не обеспечит. Его суть заключается в визуальном осмотре покрышек. Есть ряд факторов, безошибочно указывающих, что их использовать уже нельзя:

  • Если на резине видны порезы, трещины и другие дефекты.
  • На протекторе наблюдается неравномерный износ, когда один участок в нормальном состоянии, а другой полностью стерт до кордового слоя.
  • Стертая внутренняя часть покрышек – иногда она может задевать о какой-нибудь элемент автомобиля и стираться.
  • Наличие шишек также указывает на то, что степень изношенности выше допустимого.

Работники СТО и шиномонтажей и даже некоторые автомобилисты умеют выявлять уровень износа протектора на глаз, определяя его примерную высоту.

По высоте протектора

Для определения изношенности шин лучше всего воспользоваться штангенциркулем. Он позволит точно узнать, какая высота у протектора. Для этих целей также подойдет линейка с глубиномером или другой инструмент.

Чтобы точно понять, сколько осталось миллиметров, и определить износ протектора шины, рекомендуется измерять толщину на разных его участках, так как процент износа может быть неравномерным. Если все измеренные значения больше, чем минимально допустимые, то шины еще подойдут к использованию.

Если же значения меньше, то продолжать эксплуатацию автомобиля с этими шинами не рекомендуется, так как они не обеспечат безопасное вождение, особенно в экстренных ситуациях.

Если под рукой нет штангенциркуля, то измерить высоту протектора можно при помощи монетки. Она позволит понять, сколько еще осталось высоты, но точность измерений она не гарантирует, а только позволяет примерно сравнить показатели равномерности/неравномерности истирания резины.

По индикатору

На некоторых покрышках имеется индикатор износа. Если он вровень с протектором, значит, покрышки полностью изношены. Обычно индикатор состоит из цифр. Износ летних шин не должен быть более 2-3 мм, а у зимних – не более 4-6 мм.

При этом у зимних шин также должны оставаться шипы, если их менее 40%, то к дальнейшей эксплуатации покрышки не подходят, так как зимой безопасную езду они не обеспечат.

В городских условиях без шипов еще можно ездить в экстренных случаях, но предельно аккуратно, а на трассе этого делать точно нельзя ни при каких обстоятельствах.

Индикатор износа шин находится на самом протекторе, но найти его не так просто. Для этого на боковой части следует найти отметку в виде логотипа марки, треугольника, либо специального знака TWI.

На покрышках Мишлен индикатор расположен в центральной канавке и обозначен специальным символом.

Компания Континенталь на своих моделях применяет промежуточный индикатор, стирание которого сигнализирует о потере устойчивости к эффекту аквапланирования.

На покрышках Нокиан и Матадор обычно применяется цифровой индикатор. Он удобнее всех, так как числа на нем соответствуют высоте протектора в миллиметрах.

Сроки замены

Если у вас нет желания постоянно измерять высоту протектора и определять износ шин, то можно просто менять их каждые 6 лет, тогда они не подведут вас на дороге. Однако такой период актуален только для спокойного стиля вождения.

Любителям «погонять» менять резину придется чаще, да и протектор лучше все-таки проверять, так как шины изнашиваются гораздо быстрее и сильнее.

Следить за степенью изношенности покрышек необходимо всегда, независимо от того, по какой дороге автомобиль чаще всего ездит и какой стиль вождения у автовладельца. На дорогих моделях делать это несложно, для этого предусмотрен индикатор.

На бюджетных его нет, но понять, что шины износились, тоже можно. Как выяснилось, для этого есть несколько способов. Если резина изначально была куплена б/у или бюджетная, то за ее состоянием надо следить тщательнее, так как она быстрее приходит в негодность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: