0 просмотров

Как считать износ шин

Калькулятор расчета пробега км шин по Treadwear

  • 289
  • 3
  • 219k
  • 188
  • 2
  • 183k

При выборе шин почти каждого автовладельца интересует вопрос: «как долго на них можно проехать». Возможность узнать ресурс автомобильной покрышки до предельного износа предусматривается нормативным документом согласно сертификации автомобильных шин, для продаж на территории США. Эксплуатационные данные единой оценки качества Uniform Tire Quality Grading (UTQG) указываются на боковой части покрышки и в маркировке зашифрованы в индексе Treadwear.

Трехзначное чисто параметра Тредвеар характеризует износостойкость конкретной шины. Именно данный индекс и позволит водителю посчитать на какой пробег рассчитаны шины с учетом индивидуальной особенности эксплуатации автомобиля. Сделать такой расчет износа шин можно самому по формуле либо воспользоваться нашим калькулятором, который, сможет подсчитать приблизительный километраж службы.

Как определить эксплуатационный ресурс

Для подсчета долговечности и износостойкости резины необходимо преобразовать указанный индекс износостойкости Treadwear на эталонные данные километража. Так цифра 200 соответствует 96,5 тыс. км пробега по сравнению с эталонной шиной при испытании на треке в идеальных условиях влажности, температуры, на идеальном покрытии дорожного полотна и с идеальной скоростью езды. Следовательно, от реальных показателей такой показатель сильно отличается.

Чтобы определить на какой пробег в километрах рассчитаны шины, до критического износа, нужна корректировка и дополнительный коэффициент поправки, который сможет учесть стиль езды и состояние дороги.

Формула перевода износа шины

Формула износостойкости шин в идеальных условиях выглядит так:

Пробег = Treadwear * 483,

где 1 единица = 483 км пробега (эталонного).

С учетом поправки на условия эксплуатации по трассе износостойкость шины ресурс рассчитывается так:

Реальный пробег = (Treadwear * 483)/k,

где k = эксплуатационный коэффициент износа.

Какой должен быть коэффициент?

Принять считать, что для хороших условий эксплуатации с аккуратным вождением реальный пробег будет меньшим как минимум в 2 раза. Когда же есть изъяны в дорожном покрытии, а скоростной режим может быстро меняться (динамическая езда по городу), то поправочный коэффициент может повышаться до 5. Подбирает соответствующее значения каждый для себя сам в зависимости от стиля езды, условий передвижение и т.д. Отвратительное покрытие с колоссальным количеством ям и разнородным абразивом покрытия, да еще и плотный городской трафик сократят ресурс шин примерно в 5 раз!

Таблица износостойкости шин по Treadwear

Индекс износостойкости шин (Treadwear)Средний ресурс шин (км)
Спортивные
15018
20024
Обычная резина (комфорт)
24038
30048
32051
38061
Эко шины
40064
42067
50080
57091

Однако, стоит отметить, что больше индекс не значит лучше или износоустойчивей шина, поскольку рассматривать нужно не только сам индекс, как отдельный показатель, а и такие параметры как:

  • Traction (A, B, C, D) – сцепление шины с мокрой дорогой;
  • TEMPERATURE (A, B, C) – термостойкость при высокой скорости.

И в одном, и в другом случаях «A» лучше всего. Все эти три показателя связаны между собой и если Treadwear большой, то такая резина будет иметь хуже сцепление с дорогой и при нагреве быстрее изнашиваться.

Так золотой серединой является показатель 240-280 ведь они будут намного эффективнее работать на высоких скоростях (разгонятся, держать дорогу, тормозить). Именно на эту цифру ориентируются премиальные бренды. Такая резина имеет средний пробег 40-45 тыс. км. Чего как раз достаточно для всего срока эксплуатации шин.

Как пользоваться онлайн калькулятором расчета пробега износа

Посчитать как долго проходят шины с тем или иным индексом тредвеа весьма просто. Достаточно определиться с особенностями эксплуатации автомобиля, дабы подобрать поправочный коэффициент износа, чем больше нагрузка на шины (перегруз автомобиля, скоростной режим, качество дорог, температура окружающей среды) тем он выше. Как правило, это 3, 4 или 5. И затем ввести число Treadwear, которое указано на покрышке. То есть:

  1. Отметить процент эксплуатации автомобиля относительно городской езды (чем процент выше, тем износ сильнее);
  2. Ввести в поле «Индекс износостойкости» число, указанное на шине;
  3. В поле «Шины рассчитаны на пробег» отобразится приблизительное значение ресурса по километражу.

Как определить износ шин

Аквапланированием называют полную или частичную потерю колёсами машины сцепления с мокрой дорогой. Наиболее подвержены гидродинамическому клину отработанные покрышки. Узнаем, как определить износ шин вовремя, чтобы избежать аварий и столкновений. Кроме того, уменьшение высоты протектора влечёт за собой увеличение тормозного пути, что тоже грозит неблагоприятными последствиями.

Причины износа шин

Износ резины бывает не только естественным, вызванным длительной эксплуатацией автомобиля, но и ускоренным. В последнем случае это происходит по нескольким причинам. Все они, будь то неправильный сход‐развал или неисправность амортизаторов, требуют своевременного устранения.

Износ шины при неправильном угле сход‐развал

7 факторов, способствующих быстрому повреждению рисунка, приведены ниже.

  1. Температура дороги. Чем она выше (может доходить до 60-70°С), тем быстрее истирается протектор. На это есть своя причина — при движении происходит естественное трение, нагревающее резину. Если асфальт не слишком горячий, тепло передаётся от шин к дороге. Однако в сильную жару происходит обратный процесс, и колёса нагреваются ещё сильнее. Поэтому летом надо обязательно следить за количеством воздуха в камерах, не допуская увеличения более чем на 0,2–0,3 бара.
  2. Качество шоссе. Бывают дороги гладкие и не очень. Так, езда по крупнозернистому асфальту или гравию способствует более сильному износу протектора. На таких покрытиях рекомендуется двигаться медленно и всегда проверять давление в автошинах. В этом плане удобнее владельцам машин, оборудованных специальными датчиками.
  3. Скоростной режим. Постоянная езда выше 90-100 км/ч тоже сопровождается чрезмерным износом, даже если машина передвигается по идеально гладкому асфальту. Вспомним кадры из гонок — уже через несколько километров пилот останавливается, и помощники быстро меняют колёса. А это ещё спортивная резина, у которой индекс скорости рассчитан на запредельный темп. Следовательно, надо стараться ездить не очень быстро, если покрышки автомобиля изношены более чем на 50%.
  4. Давление. Чрезмерно накачанные шины, впрочем, как и недокачанные — изнашивают резину раньше срока. В первом случае истирается внутренняя часть (центральная) протектора, во втором — внешняя сторона (боковая). Важно проверять этот показатель перед дальней дорогой, особенно если багажник набит вещами до отказа.
  5. Амортизаторы. Они уменьшают механические колебания. Понятно, что неисправные демпферы не обеспечат плавного распределения усилий на колёса. Особенно это будет заметно на ямах и «лежащих полицейских», где собственно и срабатывает подвеска автомобиля. В таких случаях нагрузка на шины увеличивается, они начинают активнее изнашиваться. Вот почему так важно регулярно отвозить машину на диагностику ходовой части.
  6. Сход‐развал. По норме все колёса авто должны находиться строго вертикально. Иначе они будут катиться не всей площадью протектора, а внутренней или наружной частью. В данном случае правильнее обеспечить одинаковый износ. Да и больше того, если автомобиль с неверно выставленным углом установки элемента ходовой части попадёт в колдобину, от покрышки может вообще ничего не остаться. Нежелательных последствий стоит ожидать и при любых поворотах, движении по неровным дорогам. Некоторые водители специально меняют ведущие и ведомые колёса местами, чтобы выровнять поверхности шин.
  7. Разбалансировка. Почти во всех случаях средняя точка массы колеса не совпадает по геометрическим законам с его центром. Такая покрышка при движении вызывает повышенные колебания кузова, снижает комфорт вождения, приводит к износу рулевого управления. Но самое главное — быстрее изнашивается резина. Смыслом балансировки является продвижение центра тяжести к геометрическому основанию.

Неравномерный износ шины при расбалансировке колеса

Разбалансированные колёса всегда имеют залысины. В одном месте их бывает больше, чем в другом. Часто это просто еле заметное пятно, которое представляет опасность. Езда на большой скорости с таким протектором, особенно при передвижении по плохим дорогам, несёт угрозу переворачивания из‐за прокола. Изучив виды износа шин, можно быстро найти причину этой проблемы.

Многие водители, даже опытные, это замечено, смотрят на резину мельком. Они лишь оценивают её состояние визуально, а владельцы современных машин с системой контроля уровня давления и этого даже не делают. Конечно же, зря! Состояние протектора расскажет не только о степени эрозии, но и о манере вождения, условиях эксплуатации и многом другом.

Крайне важно уметь находить причины внутреннего износа шин или только наружного, диагональные следы, истирание пятнами и полосами, появление ям на поверхности и многое другое.

Как и было сказано выше, если рисунок стёрся по центру, это укажет на высокое давление колёс. А по боковым частям — уже на недокачку, так как центр проваливается, и резина опирается на края. В обоих случаях истирание происходит неравномерно, отчего пострадает управляемость и торможение, ведь шина потеряет расчётное контактное пятно с дорогой. Поэтому для накачивания лучше воспользоваться профессиональным оборудованием СТО, а не любительским манометром. Этот часто выдаёт ложную информацию.

Как определить износ шин по внешнему виду

Определяется износ покрышек различными методами. Специалист обращает внимание на изменение цвета, высоту, глубину протектора и применяет эффективные ручные способы диагностики.

Измерение глубины профиля

Зная исходную и наименьшую величину протектора для конкретного автомобиля, удастся оценить состояние изделия по остатку резины. Никогда нельзя эксплуатировать покрышку до полного её разрушения. С этой целью производители предусмотрели тестовый инструмент с тонким стержнем, который вставляется в ламель с целью измерения глубины.

Измеритель глубины протектора

Допустимый износ шин авто различной категории, согласно техническому регламенту, приведён ниже:

  • М1 или легковые автомобили — составляет 1,6 мм;
  • М3 или автобусы, большие фургоны — до 2 мм.

Сейчас выпускаются специальные зимние покрышки для обледенелых и заснеженных дорог. Узнать их можно по логотипу горного кряжа или снежинки. Маркировка такой резины обозначена знаками M+S, M& S, MS. Во время эксплуатации по указанным покрытиям остаток протектора составляет до 4 мм.

Индикаторы износа шин

Индикатор износа шины давно применяется крупными производителями. На протектор (выступающие его линии) в нескольких местах наносят канавки разной глубины. Стачивание автомобильной резины до какой‐либо ямки определяет состояние покрышки. Чтобы легче было найти метки износа на шинах, сбоку наносят значок треугольника или надпись TWI. Напротив этих обозначений и нужно искать.

Совсем недавно появились модели шин, поверхность которых меняет цвет по мере истирания (краснеет или синеет). Это ещё более удобно, но устанавливаются такие индикаторы пока только на премиальные машины.

Цифровые индексы

Цифры на протекторе шины — это распространённый способ определения эрозии, используемый уже несколько лет. Их просто выжигаются на разную глубину, например от 2 до 8. Истирание поверхности до двойки будет означать максимальный износ — дальше уже некуда и покрышку надо менять. Понятно, что если восьмёрка в целости, то резина только купленная, новая.

Индикатор износа шин

Ручные способы

Известно также несколько ручных способов определения степени истирания:

  • обычным штангенциркулем с выступающим стержнем — измеряется глубина канавок, показывающее остаточное значение в мм, только мерить надо от самого основания протектора и стараться не упирать инструмент в предусмотренный индикатор;
  • специальным измерителем — стоит всего 50 рублей, его можно заказать в интернет‐магазине с доставкой, оснащён прибор шкалой и глубиномером.

Ну и конечно, медяком. Отлично подходит для этих целей 2‐рублёвая российская монета. Чем на большую глубину она зайдёт, тем новее покрышка. А если в резине скрылся только край венка, шину надо заменить как можно скорее.

Замеры надо производить в нескольких точках, желательно по всей поверхности рисунка. Причина в том, что в разных точках высота протектора может быть неодинаковой.

Как предотвратить износ шин автомобиля

Опытные автомобилисты всегда придерживаются 3 золотых правил, которые и помогают им дольше эксплуатировать резину.

  1. Регулярно поддерживать давление в колёсах. Основываться следует нормами, установленными производителем.
  2. Грамотно ездить. Это подразумевает плавное и равномерное передвижение, а не «рваный» стиль езды с резкими ускорениями и торможениями.
  3. Правильно хранить шины. Надо их ставить вертикально, можно вплотную друг к другу. Чтобы не было деформации, лучше использовать полукруглый стол. 1–2 раза в месяц их необходимо переворачивать.

А ещё крайне важно учитывать климатическую зону проживания. Например, в некоторых регионах Сибири нельзя использовать обычные покрышки — там для каждого времени года своя резина предусмотрена.

Летний и зимний рисунок протектора

Вообще, про сезонность шин разговор отдельный.

  1. Летние покрышки оснащаются специальным шоссейным рисунком, дополнительно маркируются значком HP (HT). Они предназначены для езды по асфальту в жару или межсезонье, хорошо сцепляется с сухой и мокрой дорогой. Остаточная глубина протектора — 1,6 мм. Служат они обычно дольше зимней резины, так как не подвергаются большим нагрузкам.
  2. Зимние модели обязательно имеют мелкие волосяные прорези на блоках (ламели) или шипы. За счёт них покрышка эффективнее цепляется со скользкой твёрдой поверхностью. Служат такие шины около пяти лет. Окончание ресурса зимней резины выявляется по шипам. Если их совсем не осталось, изделие можно выбросить. Кроме того, на них не должно иметься грыжи, проколов и других повреждений.

Таким образом, допустимое максимальное старение покрышки определяется глубиной протектора. Это можно представить в процентах: 1,6 мм — от резины осталось всего 16% (максимальный), 4 мм — 58% (средний), 8 мм — 74% (практически новые). Важно уметь также различать внутреннее и внешнее истирание, что укажет на неравномерный износ шин. Самый простой рецепт в этом случае — посетить регулировочный стенд, где специалисты быстро выставят правильный сход‐развал. Потеря настроек угла установки обычно происходит после неграмотно проведённого ремонта подвески, конкретной модели и условий езды.

Как определить процент износа шин (резины)

Задача вычисления остаточного ресурса шины может возникать, как при оценке состояния своих собственных колёс, так и при покупке бывшей в употреблении резины. Помимо косвенных признаков, таким критерием становится остаточная высота протектора. Но её также можно посчитать исходя из субъективных предпосылок, чем обычно грешат продавцы.

Тут и неизвестность с исходной глубиной рельефа, и неопределённость с предельно допустимой остаточной. Вопрос требует объективности.

Что такое допустимый износ

Пригодность покрышек к дальнейшей эксплуатации определяется по их способности укладываться в нормативы по безопасности, и задаётся производителем с помощью индикаторов износа или числовых величин.

При отсутствии таковых следует руководствоваться требованиями ПДД, где задана минимально допустимая глубина протектора в зависимости от типа и назначения шин.

И то, и другое не учитывает всех особенностей износа, поэтому заботясь о собственной безопасности надо подходить к вопросу максимально объективно, а не довольствоваться формальными критериями.

Так, например, если остаток протектора укладывается в допустимые миллиметры, но при этом рельеф уже сильно искажён из-за неравномерного износа, резина потеряла свои свойства или изначальная высота была больше типовой, то шину надо направлять в утиль, хотя по численным показателям она соответствует нормам.

Как понять, износилась покрышка или нет

Рядовому пользователю доступно большинство способов оценки, хотя и не все из них.

Внешний вид шины

Визуально можно оценить многое. Например, цвет резины со временем теряет насыщенность, шины становятся характерно белесыми. Это хороший признак произошедшего старения из-за оксидизации материала покрышки.

Видны и механические повреждения, как естественные в виде возрастных трещин и расслоение, так и искусственные, следы многочисленных ремонтов, оголение корда из-за порезов, выпуклости профиля под давлением (шишки).

Прекрасно заметен неравномерный износ протектора в виде пилы или проплешин. Такое колесо опасно при торможении.

Измерение глубины профиля

Для оценки реальной величины остатка необходимо знать исходную величину протектора, а также минимально допустимую для конкретной модели шины. Большой ошибкой, которую чаще всего умышленно совершают продавцы, будет считать проценты исходя из абсолютной глубины.

Эксплуатировать шину до полного износа нельзя. Более того, исходя из назначения, резина может полностью утратить свойства и при достаточно глубоком рисунке.

Это касается зимних, грязевых и всесезонных шин. Они должны эффективно отводить мягкую составляющую дорожного покрытия из зоны контакта, что возможно только при достаточно глубоком протекторе.

Цифровые индексы на протекторах

Это наиболее удобный способ определения износа, заложенный в конструкцию шины изготовителем. В резине протектора выполнены углубления в виде цифр, которые по мере стирания резины исчезают. Наибольшая из оставшихся и определяет ресурсную высоту рельефа.

Возможна и иная индикация, все её виды просты и максимально интуитивно понятны.

Вплоть до применения некоторыми производителями цветовой индикации, когда в глубину протектора заложена резина иного оттенка. Изношенная беговая дорожка в таком случае изменит свой цвет на контрастирующий с прочей поверхностью.

Подручные способы

Хотя найти современную резину вообще без индикаторов износа почти нереально, но старые способы продолжают работать. Между шашками или дорожками протектора можно разместить глубиномер штангенциркуля, который и покажет оставшуюся глубину в миллиметрах.

Останется только вычесть из полученного числа минимально допустимую величину. При отсутствии штангенциркуля можно использовать линейку, или даже просто монету.

Как по износу шин определить сход и развал

Углы установки колёс заметно влияют на износ резины, вплоть до полного уничтожения протектора за небольшой пробег при их сильном отклонении от нормы.

Искажённая величина схождения приводит к образованию характерной «пилы» на дорожках, которую хорошо видно при взгляде вдоль них. Плоскость вращения колеса не совпадает с направлением движения автомобиля, из-за чего протектор постоянно проскальзывает в зоне контакта, это и вызывает пилообразный износ.

Ситуация требует немедленного исправления, поскольку такая покрышка может стать причиной увода автомобиля в сторону.

Нарушенная регулировка развала вызывает похожий эффект, но при этом шаг пилы становится равным всей ширине профиля. То есть износ протектора с одного края значительно больше, чем с другого.

Профиль становится характерно клинообразным. Такое колесо лучше вообще не ставить на управляемую ось даже после исправления углов. Его место на задней оси, если уж обстоятельства не позволяют заменить его на новое.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector