Как подобрать резину на мотоцикл
Содержание
- 1 Как подобрать резину на мотоцикл
- 1.1 Как выбрать мотошины правильно
- 1.2 Правильный выбор моторезины
- 1.3 Разновидности покрышек
- 1.4 Производители
- 1.5 Как правильно обкатать новую моторезину
- 1.6 Хранение
- 1.7 Фотогалерея
- 1.8 Видео
- 1.9 15 вопросов и ответов про шины для мотоциклов
- 1.9.1 1. Почему шины на мотоцикле стоят «неправильно»?
- 1.9.2 2. Так чем же мотоциклетные шины отличаются от автомобильных?
- 1.9.3 3. Сколько служит мотоциклетная шина?
- 1.9.4 4. Как ещё понять, что мотошины пора менять?
- 1.9.5 5. Правда ли, что у мотоциклетных шин есть срок годности?
- 1.9.6 6. Почему мотоциклетные шины стоят так дорого?
- 1.9.7 7. До какого давления надо накачивать мотоциклетные шины?
- 1.9.8 8. Можно ли поставить на свой мотоцикл шины другого типоразмера, отличающегося от рекомендаций производителя?
- 1.9.9 9. А если на дорожный мотоцикл поставить внедорожные покрышки?
- 1.9.10 10. Специализированная спортивная резина лучше обычной?
- 1.9.11 11. Какие покрышки лучше — камерные или бескамерные?
- 1.9.12 12. Как ремонтируют мотоциклетные покрышки в случае повреждения или прокола?
- 1.9.13 13. Шины какой марки покупать?
Как выбрать мотошины правильно
Не секрет, что мы в «Express-Шине» специализируемся на продажах легковых автомобильных шин, но не так давно мы решили расширить перечень предлагаемой нами резины. Полезных материалов, посвящённых автомобильным шинам на нашем сайте более чем достаточно, чтобы это проверить, достаточно взглянуть, к примеру, сюда, сюда и сюда. А вот с информацией о резине для мотоциклов, грузовиков и спецтехники дела обстоят не так хорошо. Мы решили исправить это и представить вашему вниманию серию полезных материалов. Начнём с мотошин.
Особенности эксплуатации мотошин
Шины для мотоцикла обладают своими уникальными особенностями, которые зависят от условий эксплуатаций двухколёсного транспорта. Однако, по основным конструктивным решениям мотошины не особенно отличаются от легковых автошин. Шины для мотоциклов могут быть камерными и бескамерными, диагональными и радиальными. Всё, как у авторезины. Справедливо и то, что основное внимание при выборе шин следует уделять личному стилю вождения, а также условиям эксплуатации мотоцикла. То есть важно ответить на два главных вопроса: «как ездить?» и «где ездить?».
Степень износа мотошин напрямую зависит от типа байка. К примеру, у мотоциклов типа чоппер и круизер быстрее изнашивается задняя покрышка. Это происходит из-за того, что и во время езды, и во время торможения основная нагрузка приходится именно на заднюю шину. Противоположная ситуация наблюдается у спортбайков: быстрее изнашивается шина, установленная на переднем колесе.
Кроме того, в сравнении с автомобильными шинами моторезина имеет пятно контакта меньшей площади, что ставит во главу угла именно вопрос безопасности. Иногда ради неё приходится жертвовать комфортом и долговечностью, но об этом чуть позже…
Рисунок протектора напрямую зависит от местности и стиля вождения. Выбор туристической моторезины на спортбайк может продлить срок службы колёс, но снизит управляемость. Верно и обратное. Как правило, на протектор передней мотошины помещают продольные канавки, что обеспечивает сопротивление боковому скольжению. На задней шине, в свою очередь, используются зигзагообразные канавки или шашечный рисунок. Впрочем, бывают совершенно гладкие мотопокрышки – слики. Они хороши, поскольку имеют самое большое пятно контакта, но есть у них один фатальный недостаток: они держат только хорошую, сухую дорогу. Рекомендовать их в российских условиях эксплуатации мы бы не стали. Для отведения жидкости из пятна контакта применяются два типа канавок. Первые – продольные, ахиллесова пята которых заключается в том, что они снижают устойчивость байка при прохождении поворотов. Вторые – поперечные, применение которых ведёт к повышению вероятности пробуксовки.
Размер мотошин
Первое и главное, что необходимо знать – это размер шины, подходящий для вашего мотоцикла. Выяснить его просто. Для этого нужно либо посмотреть в инструкцию по эксплуатации мотоцикла, либо, если есть старая шина, посмотреть на отметку о её типоразмере на боковине. Размер – параметр постоянный. Как и в случае с автомобилями, существует соблазн установить на байк резину большего, чем рекомендовано, размера. Это понятно: кому не хочется сделать мотоцикл более внушительным и красивым. При этом всё же не стоит пренебрегать требованиями производителя, нарушение которых может привести к серьёзному ухудшению управляемости. В целом, небольшие отклонения от стандартов позволить себе можно. Допустимые границы – +/- 10 миллиметров на заднем колесе для универсального или дорожного мотоцикла. На переднем отклонения запрещены.
Камерные и бескамерные мотошины
Стоит сказать несколько слов о камерных и бескамерных шинах. Внутри первых есть заполненная воздухом камера, вторые изготовлены из цельной герметичной резины. Если в мире легковых автошин, камерные модели уже почти ушли в небытие, то некоторые производители мотоциклетных шин продолжают выпускать камерные модели. Зачем? Они отлично подходят мотоциклам со спицованными колёсами.
Диагональные и радиальные мотошины
Как и автошины, моторезина может быть диагональной или радиальной. Стоит напомнить, что в диагональных шинах – нити корда перекрещиваются друг с другом под углом сорок пять – шестьдесят градусов. Диагональные шины сегодня считаются устаревшими, поскольку обладают минимальной износостойкостью (в сравнении с радиальными они изнашиваются быстрее в полтора – два раза). С другой стороны, они достаточно прочны, демонстрируют высокий уровень акустического комфорта, а также значительно легче справляются с механическим повреждениями. На диагональные шины стоит обратить внимание владельцам мотоциклов, активно эксплуатирующим своё транспортное средство в условиях бездорожья.
В радиальных шинах нити корда расположены параллельно друг другу. На сегодняшний день радиальная моторезина – мейнстрим в полном смысле этого слова, большинство производителей выпускают именно радиальные мотошины.
Расшифровка маркировки мотошин
Несколько слов стоит сказать о маркировке мотоциклетных шин.
ТТ, что расшифровывается как «Tube Type» означает, что данная покрышка камерная.
Т, соответственно, Tubeless, говорит о том, что шина бескамерная.
Взятые в овал цифры, которые можно найти на боковине, говорят о времени изготовления шины. К примеру, цифры 909 означают, что модель была создана в девятую неделю (первая цифра говорит о неделе, конкретный день изготовления мотошины указывать не принято) 2009-го года.
На бортах мотошин указываются конструктивные особенности, среди которых количество слоёв каркаса и брекера, а также материал, из которого изготовлен корд. Данная информация, выглядит следующим образом, к примеру: TREAD: 2 RAYON 1POLYAMIDE.
Маркировка «DOT» говорит о том, что данная модель полностью отвечает требованиям безопасности Департамента Транспорта США. Как следствие, она допущена до эксплуатации на территории США.
В свою очередь, ЕЭК ООН ставит на мотошины букву «Е», рядом с которой должна стоять цифра, говорящая о том, в какой именно стране данная модель проходила испытания. Цифра «1» означает Германию, «2» – Францию, и так далее. Если интересно, России соответствует цифра «22». Рядом, как правило, располагается индекс – номер сертификата проверки. Если на одной шине есть маркировка и «DOT», и «Е» – это значит, что обутый в неё байк может смело рассекать по дорогам России, Америки и Европы.
Буква «F» в маркировке говорит о том, что данная мотошина может быть установлена исключительно на переднем колесе. Кроме того, аналогичную информацию могут нести надписи «Front Wheel Only» (также допустимым является способ записи «Front Wheel»). Для заднего колёса предусмотрена собственная отметка – «Rear Wheel».
Стрелка на мотошине указывает направление её вращения. Иногда стрелку сопровождает надпись «Rotation». Это правило работает для всех шин, за исключением моделей с симметричным рисунком протектора, где в данном знаке нет никакой необходимости.
Кратко пробежимся по некоторым другим надписям, которые можно увидеть на боковине мотошины: «ETRTO» – Объединение европейских производителей шин и дисков; «Steel» (сталь) – шина оснащена опоясывающим металлокордом; «FMVSS» – стандарты безопасности дорожного движения, принятые в США.
Кроме того, символами может быть отмечена сезонная принадлежность моторезины или даже погодные условия эксплуатации. «Солнышко» говорит о том, что шина летняя, «снежинка» – зимняя. Есть так же ряд буквенных обозначений:
Во-первых, «Rain» – дождь;
Во-вторых, «Aqua» (Water) – также говорит о дождевой природе резины.
В-третьих, «AW» расшифровывается, как всепогодная.
Советы как продлить срок эксплуатации мотошины
Далее мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими возможностями, позволяющими продлить жить вашей резине. Следует максимально ответственно отнестись к уровню давления в мотошине, при этом приоритет следует отдавать требованиям, указанным производителями конкретной модели, а не тем, что содержатся в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Конечно этот совет имеет смысл только в том случае, если они вступают в противоречие друг с другом. На зиму следует снимать колёса с мотоцикла и хранить их желательно в подвешенном состоянии. Данное пожелание объясняется тем, что, находясь на мотоцикле в течение долгого времени, в одном положении они могут потерять форму. Кроме того, для хранения шин в зимнее время рекомендуется обрабатывать резину специальным составом. В целом, рекомендации те же, что и для продления срока эксплуатации легковых автошин.
Основные бренды мотошин
Последнее, но не по значению: рассмотрим несколько самых популярных компаний-производителей, занимающихся производством мотоциклетных шин:
Avon Tires – британская компания, с историей, насчитывающей более 130 лет, принадлежит крупнейшему шинному конгломерату Cooper. В последнее время специализируется на двух направлениях деятельности – производстве автошин для роскошных автомобилей и моторезины. Отличается широким выбором моделей, которые охватывают практически все виды мотоциклов, стили вождения и типы эксплуатации.
Bridgestone – один из самых известных производителей шин Японии. В дополнительных рекомендациях не нуждается. Линейка мотошин качеством не уступает автошинам.
Continental – ещё один производитель, не требующий особых представлений.
Dunlop выпускает качественные спортивные и туристические модели. Есть мотошины для харлеев и скутеров, а также очень достойная линейка покрышек, предназначенная для офф-роуда.
Deestone Milestone. На этой компании из Таиланда имеет смысл остановиться подробней. Её основная специализация производство резины для мотоциклов и квадрациклов. Продукция бренда популярна в странах Западной Европы и США. Особенным спросом пользуется внедорожная резина марки, в основном за счёт своей поразительной износостойкости.
IRC – ещё один эксклюзивный, ориентированный на мотоциклы бренд. Родом из Японии, входит в состав концерна Bridgestone. Главная фишка производителя – шипованная зимняя моторезина, которая с успехом прошла тестирование в условиях суровой дальневосточной зимы. Позиционируется как более дешёвый, но не менее качественный аналог резины Trelleborg.
Kenda – начинала свой путь с производства шин и камер для велосипедов, но вскоре в компании сочли нецелесообразным отказываться от рынка моторезины. Сегодня торговая марка Kenda хорошо известна мотоциклистам во всём мире.
Michelin – слова излишни.
Mitas – чешская компания. Основой упор делает на создание шин для спецтехники и сельхоз техники. Моторезина – не главный продукт бренда, однако, это не мешает выпускать качественные спортивные модели.
Metzeler – один из немногих производителей в мире, который специалиализируется только на производстве мотошин. В течение нескольких десятилетий за Metzeler закрепилась слава одного из лучших брендов на рынке, практически эталона, с оглядкой на который работают другие компании.
Maxxis – популярный производитель из Тайваня.
Pirelli – ещё один бренд, который не нуждается в представлении.
Shinko – японская компания, производственные мощности которой располагаются в Южной Корее. Начинала с велорезины, в скором времени, освоила и мотосегмент шинного рынка. Неплохая бюджетная резина.
Trelleborg – серьёзный производитель. В ассортиментной линейке бренда представлены сельхоз шины, покрышки для погрузчиков, резина для строительной техники, лесные шины. Линейка мотошин марки включает в себя спортивные модели, предназначенные для летнего и зимнего мотокросса. Мотошины Trelleborg – это очень качественная, но и дорогая премиальная резина.
Это далеко не все производители, занятые производством шин для мотоциклов: мы рассмотрели только самых популярных и востребованных. С полным списком производителей вы можете ознакомиться, зайдя на эту страницу.
Надеемся, что эта статья была для вас полезной. Оставайтесь с «Express-Шиной»: в нашем блоге будут выходить новые материалы, способные стать как хорошим источником информации о шинной индустрии, так и неплохим подспорьем в выборе резины для любого транспортного средства!
Правильный выбор моторезины
Покрышки колес транспорта являются единственным конструктивным элементом, который соприкасается и имеет контакт с покрытием дороги.
Именно от контакта зависит сцепление резины с дорогой и уверенность поведения на дорожном покрытии любой техники.
- Разновидности покрышек
- Производители
- Как правильно обкатать новую моторезину
- Хранение
- Цены
- Фотогалерея
- Видео
Автомашина имеет четыре конструктивных элемента для контакта с покрытием, то двухколесная мототехника всего два. Поэтому пятно соприкосновения (площадь контакта) шины с дорогой у мотоцикла намного меньше.
Отсюда возникают определенные различия между авто- и моторезиной. Так же, от верно выбранных качественных колес зависит не только здоровье, а часто и жизнь водителя.
Разновидности покрышек
Заводы, выпускающие покрышки для мотоциклов, производят несколько типов шин:
- спортивная;
- дорожно — туристическая;
- эндуро — стрит;
- для квадроциклов.
Резину можно ещё разделять на летнюю и зимнюю. Последняя, кроме профиля протектора, может быть еще и шипованной, например, изготовленной специально для соревнований по спидвею.
Спортивная моторезина дает наибольший контакт колеса с поверхностью дороги и рекомендуется, в основном, для соревнований по гонкам.
На этих колесах профиль протектора может совсем отсутствовать, и рекомендуются они только для спортивных заездов. При движении материал покрышек разогревается, становится мягче и эластичнее, что увеличивает эффективное сцепление с дорогой.
А могут быть сделаны с протектором с разными углублениями для отвода воды, если технику эксплуатировать для обычной езды.
Шины для долгосрочной езды или туристическая предназначена нести увеличенные нагрузки по весу и к тому же не утрачивать эффективного сцепления с дорогой.
Изготовлены они со специальным профилем протектора, удаляющего воду от пятна контакта и надежно держащего двухколесную технику на трассе.
Резина эндуро-стрит рекомендована для движения на мотоциклах по бездорожной местности или дорогах с плохим покрытием. Производятся эти шины из специального каучука.
Это дает возможность легко двигаться по песку, камням, грязи. По бездорожью помогает перемещаться и профиль протектора таких колес.
Производители
Эволюционное развитие мототехники свело все к тому, что сейчас любой человек без опасения сядет за руль байка. Но так ли это безопасно? Безопасно, с условием, что мотопокрышки рекомендованы производителем и гарантированно подходят к данной технике.
Разработкой и изготовлением таких безопасных деталей для мототехники и занимаются известные компании, носители всемирно известных брендов.
Даже новичку, никогда не пробовавшему садиться за руль двухколесного «коня», известны такие марки мототранспорта, как Yamaha, Suzuki, Honda.
Их можно даже назвать монстрами производства мототехники. Так же имеются не менее известные изготовители в более узкнаправленной области.
Десятилетия неизменного качества, успешной и эффективной работы производителей мотопокрышек вызывают у потребителей уважение их продукции доверяют миллионы.
Компании, специализирующиеся на таком производстве, выпускают огромное количество моделей шин, подходящих к мототехнике любой марки, конструкции, и предназначения.
В списке указаны только некоторые из известных всему миру брендов:
- Bridgestone/Бриджстоун;
- Continental/Континенталь;
- Kenda/Кенда;
- Metzeler/Метзеллер;
- Avon/Эвон;
- Dunlop/Данлоп;
- Michelin/Мишлен;
- Pirelli/Пирелли;
- Shinko/Шинко.
Продукция этих брендов славится популярностью во всем мире. Применение спецтехнологий и многолетний опыт делают мотошины этих производителей заслуженно надежными и прочными.
Бюджетный квадроцикл Irbis (Ирбис) ATV 200 U — обзор и характеристики модели.
Туристический мотоцикл Honda DN-01 с автоматической коробкой передач.
Как правильно обкатать новую моторезину
Любую новую моторезину первоначально нужно обкатать. Поверхность изделия всегда гладкая и необходимо для лучшего сцепления с дорогой достичь некоторой шероховатости.
В летнее время для этого достаточно проехать на мотоцикле 120-220 километров. Не забывайте задействовать и боковые поверхности колес, меняя углы наклона в движении.
Такого пробега достаточно, чтобы шина надежно села на обод и все ее элементы (протектор, бандаж, каркас) приработались. Для зимней обкатки необходимо увеличить обкаточный пробег до 300 километров.
Закончив обкатку, необходимо сделать проверку правильной посадки на обод и давление в колесах.
При необходимости подкачать до рекомендованного производителем давления. Несоблюдение этих рекомендаций ведет к повышенному износу и выходу из строя моторезины.
Износу резины способствует агрессивный стиль езды (интенсивные разгон и торможение) и условия эксплуатации техники (бездорожье и плохое дорожное покрытие) и ведет к частой замене покрышек.
Так же всегда помните, что наибольшей эффективностью при разгоне, торможении и поворотах резина обладает, прогревшись до рабочей температуры.
Хранение
На зимний период шины консервируют в подвешенном состоянии, перед этим обработав ее специально предназначенными для консервации средствами.
Такая обработка предохранит резину от высыхания, исключит деформацию, растрескивание и вернет ей первоначальные свойства. Начав эксплуатировать колеса после консервации, соблюдайте осторожность – первое время материал колеса будет скользким и может вызвать неприятные моменты на дороге.
Не рекомендуется годами хранить покрышки, так как со временем свойства каучука меняются, материал дубеет, теряет эластичность. Это приводит к снижению безопасности и комфорта при передвижении.
Теряются амортизационные свойства и снижается сцепляемость с дорожной поверхностью. Такая резина легко узнаваема – она становится серого оттенка и на ощупь слегка шершавой.
Можно зачернить ее специальными средствами, но свойства самой резины восстановить не удастся. Поэтому старайтесь пользоваться новыми покрышками.
Стоимость моторезины может существенно отличаться в зависимости от бренда производителя и размеров. Здесь необходимо знать, что качественная и надежная продукция не может стоить дешево.
Так же влияние на цену оказывает и финансовая политика автосалонов, магазинов и интернет-порталов, предлагающих к реализации данную продукцию.
Поэтому не лишним будет, потратив некоторое время на получение информации, найти организации, предлагающие нужную модель шины по приемлемой цене, учитывающей и надежность известного бренда и доступность в приобретении.
При этом, экономя средства на покупке, не экономьте на своей безопасности. Ведь моторезина является одной из самых важных эксплуатационных деталей мотоцикла.
Чаще всего ИЖ Планета спорт Rotax 650, можно увидеть на мото-выставках и в частных коллекциях.
Прекрасный видео ролик, в котором видно, на что способен мотоцикл Honda CBR 600 RR, в руках профессионала.
Фотогалерея
Для того чтоб чувствовать себя безопасно на дороге, не важно это кроссовая трасса или городские улицы, вам нужно правильно подобрать резину для своего байка. В нашей фото подборке мы постарались подобрать самые популярные разновидности резины.
Видео
Правильный выбор моторезины, это в первую очередь залог безопасности и полного морального удавлитворения от езды на мотоцикле. Но перед покупкой мы рекомендуем просмотреть этот видео материал, с полезными советами на эту тему.
15 вопросов и ответов про шины для мотоциклов
Если вы впервые пересели с автомобиля на мотоцикл, то просто забудьте всё то, что вы знали о шинах раньше. На двухколесном транспорте покрышки устроены несколько иначе. Типичнейшая ситуация — когда автолюбители, тыкая пальцем в переднее колесо мотоцикла, спрашивают у его владельца: а почему покрышка стоит неправильно? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, вы узнаете из этого материала.
1. Почему шины на мотоцикле стоят «неправильно»?
Когда спрашивают об этом, имеют в виду «елочку» протектора, которая на машинах всегда направлена по ходу вращения колеса, а на мотоциклах — наоборот. Это нормально, и в данном случае правильно, но только для переднего колеса. Задняя покрышка ориентирована вполне традиционно.
Объяснение этому звучит и просто, и сложно одновременно. Суть в том, что на переднее и заднее колесо мотоцикла действуют разнонаправленные силы — тормозящая и разгоняющая, соответственно. А с учетом того, что мотоциклетная шина должна работать одинаково эффективно в широком диапазоне углов наклона мотоцикла (и самой шины), то применение разнонаправленного рисунка протектора — это единственный способ обеспечить равномерный износ покрышек. Да и вообще словосочетание «угол наклона» является ключевым параметром при создании мотоциклетных шин и делает их такими непохожими на автомобильные.
2. Так чем же мотоциклетные шины отличаются от автомобильных?
Размером так называемого пятна контакта — точки, в которой шина соприкасается с покрытием, — и его расположением. Автомобильная покрышка при движении всегда находится перпендикулярно плоскости дороги, упираясь в неё всей шириной своего протектора. Если отклонения и возможны, например в напряжённых виражах, то они весьма незначительны — по сравнению с мотоциклом, конечно же. Мотоцикл же едет то прямо, то наклоняется в повороте, а вместе с ним меняют угол наклона и его покрышки. Поэтому мотошины должны одинаково хорошо цепляться за дорогу вне зависимости от угла наклона, и поэтому их поперечный профиль изначально делают округлым, а не прямоугольным, как на автомобилях.
Из-за этой особенности покрышки мотоциклов практически не подвержены аквапланированию. Если они, конечно, сильно не изношены. Пятно контакта мотоциклетной шины с поверхностью очень маленькое, поэтому «клину» воды, который приподнимает автомобильное колесо над дорогой, образоваться просто не может. Проблема заключается лишь в том, что по мере износа профиль мотоциклетной шины стремится стать «автомобильным».
3. Сколько служит мотоциклетная шина?
Примерно столько же, сколько и автомобильная. Но есть одна тонкость: если у вас тяжелый мотоцикл и вы много ездите по прямой, то центральная часть покрышки стирается быстрее, чем её края. В таких случаях говорят, что шина «становится квадратной» или «квадратится». В особо запущенных случаях это видно даже невооруженным глазом. А если провести по шине пальцем в поперечном направлении, то можно даже почувствовать острую ступеньку между центральной плоской и скругленной боковой частями протектора. На ходу это ощущается так: сперва, при входе в поворот, мотоцикл отказывается наклоняться и вам приходится прикладывать дополнительное усилие, чтобы заставить его изменить траекторию движения. А когда вы буквально «продавили» эту ступеньку, он, уже на круглой части протектора, неожиданно резко наклоняется сильнее, чем вы ожидаете.
Исправить это почти невозможно. Да, у опытных мотоциклистов есть понятие «скруглить шины» — когда они стараются побольше ездить при больших углах наклона, чтобы стесать об асфальт образовавшуюся ступеньку. Но, во-первых, на практике это можно реализовать только на гоночной трассе. Во-вторых, для этого надо обладать соответствующими навыками вождения. Поэтому «квадратную» покрышку лучше заменить. Даже в том случае, если остаточная глубина протектора ещё значительно превышает установленные ПДД 0,8 мм.
4. Как ещё понять, что мотошины пора менять?
Менять покрышки сразу надо в случае механических повреждений: грыжи на боковине, порезы или трещины. С грыжами и порезами всё понятно. Но откуда берутся трещины? Их, чаще всего, можно увидеть на подержанных мотоциклах из Америки или Японии, которые много месяцев простояли под палящим солнцем на аукционной площадке. Шина пересыхает и трескается. На первый взгляд особого влияния на её свойства это не оказывает, но лучше не рисковать и поменять покрышку на новую. Также однозначным сигналом к замене является проявление на поверхности структуры внутреннего корда или его нитей. Если это произошло, то силовой каркас шины изношен и близок к разрушению.
5. Правда ли, что у мотоциклетных шин есть срок годности?
Считается, что да. Бывалые мотоциклисты, приобретая новые шины, всегда смотрят, когда они были сделаны — это можно определить по специальному клейму на боковине. А продавцы даже частенько реализуют покрышки старых годов выпуска с большой скидкой. Что же происходит с шиной с годами? Говорят, что она пересыхает, теряет эластичность и начинает хуже цепляться за асфальт. Говорят. Но тесты проведенные экспертами журнала «Мото» этой теории не подтвердили. Заметных отличий в поведении двух одинаковых шин, выпущенных в этом году и восемь лет назад (обе, естественно, с нулевым пробегом), обнаружено не было. Поэтому верить ли в разговоры про срок годности, решать вам.
В этом числовом обозначение первые две цифры — это неделя изготовления, а две последующие — это год, когда была изготовлена шина
6. Почему мотоциклетные шины стоят так дорого?
Цены на хорошие мотоциклетные шины довольно высокие. Заметно выше, чем на автомобильные. Это объясняется тем, что покрышка, предназначенная для использования на двухколесном транспорте, технически более сложное изделие. Во-первых, у неё выше требования к качеству самой резиновой смеси. Она должна обеспечивать надежное сцепление с дорогой даже при очень маленьком пятне контакта, которое обусловлено скругленным профилем шины. Во-вторых, мотоциклетная шина должна быть лёгкой. Война с лишним весом — едва ли не главная головная боль разработчиков мотоциклов. А снижение веса покрышки возможно только за счет утоньшения её стенок и оптимизации структуры внутреннего корда. И, при этом, не в ущерб прочности!
Прочность и надёжность — ещё один важный параметр. Если на большой скорости что-то случится с автомобильной шиной, то у машины останутся ещё 3 точки опоры, что увеличивает шансы на благоприятный исход. У мотоцика при выходе из строя одной покрышки точка опоры остаётся одна и авария неизбежна.
7. До какого давления надо накачивать мотоциклетные шины?
Как правило, этот параметр указывается в инструкции к вашему мотоциклу. Но если инструкции нет, можно ориентироваться на некое усредненное значение — где-то между 2,5 и 3 атм. Если давление меньше 2 атм, то в повороте шина может слететь с диска. Если больше 3 атм — это тоже плохо! За счет уменьшенного пятна контакта сильно снижается сцепление с дорогой и заметно ухудшается управляемость. Поэтому за давлением в шинах мотоцикла надо следить внимательно.
Кстати, многие новые мотоциклы приходят с завода с перекаченными шинами — это делается специально, для того, чтобы покрышка меньше деформировалась при хранении и перевозке. Но ездить так нельзя! Задача дилера — выставить правильное давление в процессе предпродажной подготовки.
8. Можно ли поставить на свой мотоцикл шины другого типоразмера, отличающегося от рекомендаций производителя?
Можно, но лучше не надо. Возможно, благодаря этому мотоцикл и станет выглядеть эффектнее, но, скорее всего, такая доработка приведёт к значительному ухудшению управляемости. Самый яркий пример — круизеры (чопперы) с широченным задним колесом. На какие только ухищрения не идут кастомайзеры, чтобы «запихнуть» назад «каток» пошире. Вплоть до замены маятника, изменения геометрии рамы и переделки всей системы привода. Колеса бывают такими широкими, что приходится выдвигать в сторону приводной ремень или цепь! Получается красиво, но на дороге такой мотоцикл напрочь отказывается поворачивать и едет только по прямой. Для того, чтобы его наклонить и направить на нужную траекторию, приходится прикладывать очень большие усилия.
9. А если на дорожный мотоцикл поставить внедорожные покрышки?
Так тоже делают. Но, в основном, либо для красоты, либо для решения каких-то конкретных задач. Например, на так называемые скрэмблеры или каферейсеры сейчас модно ставить кроссовые шины с развитыми грунтозацепами. Но никакого удовольствия от езды по твёрдому покрытию на таких покрышках вы не получите. На асфальте шины будут шуметь, мотоцикл будет вибрировать, комфорт и управляемость резко снизятся, а эффективность торможения ухудшиться. Но если вам по какой-либо причине приходится ездить на обычном мотоцикле больше по грунту, чем по дорогам с твердым покрытием, то внедорожная резина — это выход!
Шины вообще могут принципиально изменить характер мотоцикла. Стоит обуть внедорожный эндуро в обычную шоссейную резину, и вы получите супермото — отличный вариант для агрессивной езды по городским «джунглям». Резкий, быстрый и маневренный.
10. Специализированная спортивная резина лучше обычной?
Лучше. Но только на закрытой трассе, и в расчете на одну гонку. Есть, конечно, любители ездить на спортбайках, обутых в специальные гоночные шины, по городу. Но это, во-первых, очень дорого — такие покрышки стоят значительно дороже обычных и очень быстро изнашиваются. А во-вторых, небезопасно. Например, под дождем «сухие» слики будут очень скользкими. А дождевые стремительно сотрутся до корда об сухой абразивный асфальт.
Спортивная шина Bridgestone Battlax Racing R11
11. Какие покрышки лучше — камерные или бескамерные?
На мотоциклах, как и на автомобилях, возможны оба варианта. Но покрышки, которые требуют установки камеры, с каждым днем встречаются все реже. И практически по всем статьям проигрывают своим бескамерным конкурентам. Прежде всего, в сборе они тяжелее, а при проколе они практически моментально теряют давление и могут разбортироваться. В принципе, сегодня для мотоциклистов существует только одна причина использовать шины с камерами — если мотоцикл оснащен спицованными колесами. Потому что обод со вставленными спицами не герметичен. И если смонтировать на него бескамерные шины, то они не будут держать давление. Правда, уже существует ряд решений этой проблемы: например, обод специальной конструкции со смещенными на самые края точками крепления спиц, или герметизирующие уплотнительные ленты, которые натягиваются поверх диска перед установкой покрышки.
А в остальных случаях лучше купить современную бескамерную шину и радоваться прогрессу.
12. Как ремонтируют мотоциклетные покрышки в случае повреждения или прокола?
Проще всего ответить, что никак! Потому что производители мотоциклетных шин настоятельно не рекомендуют использовать привычные для автомобилистов «грибки» или «жгутики». А ремонтировать боковые порезы и вовсе категорически запрещают. Почему? Всё дело в снижении надежности покрышки. И если действовать строго по науке, то проколотую гвоздем или саморезом шину надо снимать с диска и вулканизировать. А покрышку с поврежденной боковиной — сразу выбрасывать.
Но что делать, если вы «поймали гвоздь» где-то в дороге? Решение одно: ставить нерекомендованный «жгутик» и ехать с ним до ближайшего приличного шиномонтажа, где можно решить проблему по всем правилам. Либо продолжать ездить дальше, но уже на свой страх и риск.
Вообще, ремкомплект с резиновыми «жгутиками» и инструментом для их установки будет совсем не лишним в дальней дороге. Только потренируйтесь заранее (например, на старой шине) как их использовать. Практика показывает, что ремонтировать спустившую шину самостоятельно чаще всего приходится ночью, под дождем и при свете мобильного телефона. Уверены, что справитесь без подготовки?
13. Шины какой марки покупать?
Как и в случае с автомобильными покрышками однозначного ответа на этот вопрос не существует. Выбирайте не столько марку, сколько конкретную модель, подходящую вашему стилю езды и конкретно вашему мотоциклу. Конечно, предпочтение лучше отдавать известным брендам. Покупая Michelin, Pirelli, Bridgestone или Continental, вы, скорее всего, не прогадаете. Но отличные мотоциклетные покрышки делают и практически незнакомые автомобилистам фирмы Metzeler, Dunlop и Avon. За внедорожными моделями следует идти к компаниям Kenda или Heidenau. Хотите сэкономить? Присмотритесь к продукции фирм Mitas, Shinko или Maxxis. Очень неплохие шины iRC частенько встречаются на мотоциклах, привезенных из Японии, но у нас эта марка больше не продается.