Как обозначаются шины при переменном трехфазном токе
Содержание
- 1 Как обозначаются шины при переменном трехфазном токе
Цветовая маркировка проводов и шин
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.
Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.
Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.
Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.
И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.
Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.
Согласно ПУЭ, п.1.1.29:
- нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
- cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
- нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет
Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.
А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.
На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Система сборных шин напряжением 10 (кВ).
Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).
Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).
Отходящие фидера секции 400 (В).
Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.
Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.
К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.
Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.
Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.
В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).
А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.
Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.
Дополнение
С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:
- серый
- коричневый
- черный
Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.
По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.
В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.
Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.
Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):
- коричневый цвет — положительный полюс (+)
- серый цвет — отрицательный полюс (-)
- синий цвет — средний проводник (М)
Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.
Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:
И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:
Расцветка шин по фазам
Время на чтение:
Все те люди, которые изучают электрику, сталкиваются с таким понятием как шина. Стоит сразу уточнить, что это проводник, имеющий низкое сопротивление. Без него невозможна работа высоковольтных и низковольтных систем. Какое полное определение проводника, как обозначаются шины при переменном однофазном токе, из чего изготавливаются и как классифицируются? Об этом и другом далее.
Что это такое
Это связующий элемент энергосистемы или установки, которые позволяют создать одну эквивалентную точку. Определяется по госту от 2007 года как соединительный проводник, имеющий низкое сопротивление. Совокупность таких компонентов — шинопровод. Он крепится на изоляторных опорах и помещается в канал электросистемы. Должен обладать главным качеством — высокой устойчивостью к ударам тока с тепловыми и динамическими перегрузками.
Определение из учебного пособия
Классификация по форме сечения
Классифицируется шинопровод, в дополнение к теме, как обозначаются шины при постоянном токе, по материалу изготовления, исполнению, изоляции и геометрической форме сечения. В результате бывает медная, алюминиевая, сталеалюминевая, гибкая, жесткая, изолированная или неизолированная, а также прямоугольная, двухполосная и трехполосная, коробчатая и трубчатая.
Обладает гибкостью, высокой степенью натяжения. Оборудуется виброгасителем и гибкой перемычкой, отвечающей за температурное натяжение.
Проводники, имеющие плоское прямоугольное сечение, отличаются хорошей проводимостью тепла. Недостаток их в том, что их сложно собирать, есть неравномерно распределенный ток.
Обратите внимание! Устройства с коробчатым сечением используются там, где есть сетевое напряжение в 10 киловольт. Используются в турбогенераторах.
Трубчатая форма сечения самая эффективная. Отличается хорошей тепловой проводимостью и прочностью. Способна равномерно распределять электрополе и препятствовать появлению коронирования.
Плоская разновидность для массивной цепи
Виды материала для изготовления
Изготавливаются из алюминия, меди и смеси алюминия со сталью. Первые отличаются высокой электропроводностью, коррозийной стойкостью, малым весом и невысокой стоимостью. Шинопроводы из алюминия и стали отличаются особой прочностью, упругостью и пластичностью, но имеют малую электропроводность. Медные обладают высоким удельным сопротивлением и отличной характеристикой тепловой и электропроводностью.
Алюминий как основной материал для изготовления
Маркировка при переменном трехфазном токе
Есть два способа маркировки: цветовая и буквенная. В первом случае маркировка проставляется в момент изготовления. Расцветка шин по фазам разная. Фазу А окрашивают в желтый, В — в зеленый, а С — в красный.
Маркировка буквами
Буквенная маркировка призвана давать пользователю правильно читать схему, точно знать, как обозначаются шины при переменном трехфазном токе, и определять тип шинопровода. Как и цвета, буквы обладают своим значением и имеют соответствующий образ обмотки. Все существующие буквы со значением нулевых и положительных ответвлений сети источника указаны на рисунке ниже.
Обратите внимание! Важно отметить, что они обязательны и регулируются на законодательном уровне.
В целом, шины — необходимый элемент любой электроустановки, который позволяет сделать меньше площадь установки с расходом материала и трудозатратами. Они нужны там, где требуется низкое активное с реактивным сопротивлением. Существует классификация по материалу изготовления, исполнению, изоляции и геометрической форме сечения. Обозначаются шины при переменном однофазном токе желтым цветом. Также имеют буквенную маркировку.
Цветовое обозначение в электроустановках шин, проводов, проводников
Цветовое обозначение шин
Согласно шестого издания ПУЭ в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).
Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе:
- шины фазы A – желтым цветом,
- шины фазы B – зеленым,
- шины фазы C – красным,
- нулевая рабочая N – голубым,
- эта же шина, используемая в качестве нулевой защитной, – продольными полосами желтого и зеленого цветов;
2) при переменном однофазном токе:
- шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, – желтым цветом,
- шина B, присоединенная к концу обмотки, – красным.
3) при постоянном токе:
- положительная шина [ +] – красным цветом,
- отрицательная [ −] – синим,
- нулевая рабочая M – голубым;
4) резервная как резервируемая основная шина; если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин.
• Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока.
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.
Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 * “Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям”.
Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.
Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.
Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины должны быть обозначены:
- 1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A – желтым, фазы B – зеленым, фазы C – красным цветами;
- 2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, – красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, – желтым цветом. Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
- 3) при постоянном токе: положительная шина ( +) – красным цветом, отрицательная ( −) – синим и нулевая рабочая M – голубым цветом.
* Прим.: ГОСТ Р 50462 заменён на ГОСТ Р 50462-2009.
Обозначение электропроводки
Согласно ПУЭ-7 электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам:
- голубого цвета – для обозначения нулевого рабочего или среднего проводника электрической сети;
- двухцветной комбинации зелено – желтого цвета – для обозначения защитного или нулевого защитного проводника;
- двухцветной комбинации зелено – желтого цвета по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже – для обозначения совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводника;
черного , коричневого , красного , фиолетового , серого , розового , белого , оранжевого , бирюзового цвета – для обозначения фазного проводника.
Цветовое обозначение по функциональному назначению
Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей, в которых используют (согласно ГОСТ 12.2.007.0):
- для проводников в силовых цепях – черный ;
- для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока – красный ;
- для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока – синий ;
- для нулевых защитных проводников – комбинация зеленого и желтого ;
- для проводников, соединенных с нулевым рабочим проводником и не предназначенных для заземления, – голубой .
Идентификация проводов
Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 “ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ” если для идентификации проводов применяют маркировку цветом, могут быть использованы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светло-голубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый [1] .
В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если имеется возможность спутать их с двухцветным сочетанием зеленый – желтый .
Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. Когда используют обозначение цветом, это должно быть двухцветное сочетание зеленый – желтый . Его используют по всей длине провода. Это сочетание предназначено только для защитного провода.
На изолированных проводах двухцветное сочетание зеленый – желтый должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет – оставшуюся часть.
Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не является обязательным по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 [2] или двухцветным сочетанием зеленый – желтый .
Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, светло-голубой цвет не должен использоваться для обозначения других проводов. При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.
Когда используют обозначение цветом, применяемые в качестве нулевых неизолированные провода должны маркироваться светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.
Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы – латинскими (прописными или строчными).
• Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:
- черный – силовые цепи переменного и постоянного тока;
- красный – цепи управления переменного тока;
- голубой – цепи управления постоянного тока;
- оранжевый – цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.
Исключения относительно вышеперечисленного допустимы:
- для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
- когда используемый изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
- когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания зеленый-желтый.