0 просмотров

Как давление в шинах влияет на управляемость

Содержание

Недокачали шины

Что будет если недокачать колеса?

Недокачать — это сколько?

До 0,1 bar (1 psi) допустимо. Такую разницу можно списать на погрешность измер. прибора или холодную температуру (ранее утро или ночь).

Разница в 0,3 бара (3 psi) нежелательна, меняется поведение машины (в худшую сторону).

Что меняется при недостаточном давлении шин?

1. При низком давлении шины ухудшается пятно контакта (протектора) с дорогой: в центре оно ослабевает, а по краям усиливается давление. Давление рисунка шины не равномерно, ламели поджимаются — хуже отводится вода и снег.

2. Снижается упругость — усиливается крен и раскачка в поворотах (способствует «укачиванию» пассажиров), при проезде неровного участка дороги или при резких маневрах возрастает ударная нагрузка на подвеску, при резком торможении на передние колеса усиливается давление, а с задних наоборот ослабевает.
С достаточным давлением при маневрах давление контакта рисунка шины находится ближе к центру шины, а при спущенной шине давление переходит на одну из боковин, например при повороте направо, происходит крен автомобиля на левую сторону — избыточно нагружается левая боковина, рисунок левой стороны шины хороший, но центральная и правая часть значительно ослабевает. При выравнивании руля крен кузова временно смещается на правую боковину и только после выравнивается контакт шины (эффект маятника, раскачка).

3. Рисунок шины и ламели «зажимаются» — шина «собирает» больше камней, песка или крупинок льда с дороги, что также влияет на балансировку колеса и эффективность торможения во влажную или зимнюю погоду.

4. При недостаточном давлении сильнее ощущается колейность, машину чаще «тащит» в колею.

Итог: шина работает не так как это задумано изготовителем как резины так и автомобиля.

1. Риски для безопасности

Ухудшение центрального пятна контакта на спущенной шине с дорожным покрытием влечет:

Ухудшение тормозного пути — из-за недостаточного сцепления с дорогой;

Хуже управляемость и устойчивость на дороге, так как усиливается раскачка и крены. Как следствие электронные помощники ABS и ESP работают не эффективно, особенно зимой.

Повышается риск аквапланирования, а именно потеря управления при проезде лужи или колеи в сильный дождь на высокой скорости;

2. Повышается риск пробить колесо или словить грыжу….

Шина становится менее упругой, в ней чаще и больше застревают камни и шурупы. Также возрастает нагрузка на корд боковины шины и струны корда могут лопнуть образовав грыжу.

Если давление ниже нормы на 0,5 бар то при резком маневрировании шина может разбортироваться с диска, что может стать риском для ДТП.

3. Если шины с Runflat или XL (усиленная боковина), то резина не станет «мягче»….

Иногда недокачивают специально — чтобы было мягче. Но если у вас колеса с Runflat (езда с проколом) или с меткой XL (усиленная боковина) то от уменьшения давления дорога будет ощущаться жестче. Боковина шины теперь сильнее нагружена, а в ней используется усиленный армированный корд который начинает лучше передавать удары на диск колеса.

4. Износ подвески, рулевой и подушек двигателя

Для того, чтобы понять как шины «гасят» удары от дорожных ям, лежачих полицейских, возьмите мяч, накачайте его до полного и попросите по нему бить друга. Затем спустите наполовину мяч и повторите, со спущенным мячем вы будете ощущать сильнее удары. А значит машина также сильнее получает «удар» от дороги:

Рулевое — рейка изнашивается, а усилителю руля тяжелее крутить. Те кто ещё ездит на машине без усилителя руля или со слабым гидроусилителем, могли заметить, что на накаченных колесах руль крутится легче, чем на спущенных.

Подвеска — первыми страдают «косточки» (стойки стабилизаторов) поэтому их лучше менять пораньше, когда только начинают явно постукивать, так как потом изнашиваются сайлентблоки, амортизаторы и рулевые тяги, которые сложнее и дороже заменить.

5. Экономия топлива

На каждые недокаченные 0.2 бар (2 PSI) приходится 1% топлива.
Причина? Раскачка, неэффективное сцепление с дорогой и доп.нагрузка на усилитель руля.

Так, а если я буду перекачивать шины?

Перекачать до 0,2 бар допустимо, особенно если поездки короткие и колеса не успевают прогреться. Либо в машине часто ездят по 3 человека и у вас багаж. Это скажется положительно и на расходе топлива (незначительно), но возможно в ущерб комфорта.

А вот перекачивать более 0,2 бар вредно — учитывая, что через 10 км пути шины от трения нагреются и давление возрастет в сумме на 0,4 бар это может оказаться критичным. Пятно контакта шины сужается, сцепление с дорогой ухудшается. Ухудшается тормозной путь, шины уже не так гасят удары и жестче передают удары и вибрации.

Когда все же можно снижать давление?

Ездите один и без тяжелого багажа — можно спустить до 0,2 бар. «Обычное» давление указывается при условии типичной нагрузке: 2-3 пассажира + багаж + полный бак топлива.

При проходе сложных сыпучих мест — снег/песок/мокрая трава, но это работает только если у вас резина «похожа» на внедорожную, то спустить колеса на 0,5 бар может помочь. После выезда на дорогу не забудьте накачать обратно.

А если с грузом/пассажирами не докачивать колеса, что будет?

Если вам нужно проехать аккуратно 30 км с полным грузом, то можно не накачивать шины.

Недокачав шины до рекомендуемых значений вы рискуете указаны выше недостатками. Отправляясь в путешествие более 50 км, лучше потратить 15 минут и подкачать колеса.

Не обязательно докачивать до указанных. Например в путешествие отправляется 4 человека, багажник загружен на половину, тогда можете лишь немного докачать задние колеса.
Из документа о регистрации ТС можно посмотреть разрешенную max массу и массу без нагрузки, тем самым высчитать сколько максимум можно загрузить в машину и на сколько поднимать давление шин на каждые 100 кг.

Например:
Max масса 1950 кг, без нагрузки 1538 кг.
1950 — 1538 = 412 кг
Обычное давление: 2.3 перед и 2.1 зад. Груженный: 2.3 перед и 2.6 зад.
Допустим едет 4 человека (каждый по 70 кг) и багаж примерно на 20 кг, итого 300 кг.
Давление передних не меняется, а разница задних 2,6-2,1= 0,5 бар. Примерный расчет 0,5 / 412 * 300 = 0,36.
Допустимо округлить в меньшую — 0,3 бар.
Итог примера: достаточно подкачать задние колеса до 2.4 зад.

Почему на некоторых автомобилях передние колеса накачивают сильнее чем задние?

Из-за весового баланса автомобиля: перед тяжелее (из-за мотора), поэтому перекачивая перед мы смещаем нагрузку на зад, что положительно сказывается на маневрах и торможении.

А если давление на левом и правом колесе отличается?

Разницу давления левого и правого колеса в 0,1 бар не заметите.
При разнице в 0,2 бар одно колесо будет изнашиваться быстрее чем другое.
При 0.3 и более кроме повышенного износа машину будет немного вести(тащить) в сторону при прямом руле, ухудшится работа ABS и ESP систем безопасности.

На заметку:

1) Проехал 10 км и вдруг колеса от нагрева «надулись» на 0.2 бар — это нормальная физическая реакция, такой нагрев учитывается производителем машин и электронной системы.

2) Дешевые насосы могут показывать 2,0, а по факту 1,8. Перепроверьте показания своего насоса с другими. Лучше использовать отдельный цифровой/электронный манометр давления.

3) На рамных внедорожника, пикапах и коммерческом транспорте давление в шинах одинаковое как «пустым», так и «груженным». Это связано с тем, что используются большие широкие шины, а также чтобы не вводить в заблуждение и каждый раз не заставлять накачивать спускать шины, поэтому шины на самом деле уже накачены с учетом возможной нагрузки, в некоторых случаях требуется подкачать задние, если используется прицеп.

4) Запасное колесо следует перекачивать, как и указано в инструкции или на самом колесе. Запаска меньше по размерам и чтобы оно выдержало нагрузку его необходимо сильно накачивать (как и низкопрофильную резину).

Как давление в шинах влияет на управляемость автомобиля?

У автомобилистов есть правило: вечных шин не бывает. Но чтобы шины служили дольше, за ними нужен хороший уход и правильная эксплуатация. От перегрева резины давление в шине значительно вырастает, и незамеченная вовремя грыжа может взорваться прямо на ходу со всеми вытекающими последствиями. Плюс с изменением давления в шинах автомобиль начинает иначе себя вести. Как? Давайте выясним.

Накачивать колеса лучше всего на улице и проверять давление в шинах с изменением температуры воздуха. Если похолодало — давление упадет, соответственно потеплело — давление повысится. Но следует помнить, что время движения покрышки нагреваются, давление воздуха растет, а управляемость и тормозные свойства меняются, причем не в лучшую сторону.

Второй случай. На мокрой трассе современная резина хорошо отводит воду из-под пятна контакта шины с поверхностью дороги, предотвращая аквапланирование. При нормальном давлении в шинах со скорости 45 км/ч тормозной путь составляет 11 метров.

Но если шины перекачаны, пятно контакта с дорогой уменьшается, а значит, уменьшается сила трения, удерживающая машину от скольжения, и тормозной путь увеличивается до 14 метров. Стоит ли говорить о том, как, порой, бывают, важны эти самые 3 метра…

При выборе скоростного режима важно также учитывать маркировку автомобильных шин. К примеру, если шина имеет маркировку 82Т, то это значит, что допустимая нагрузка на колесо равняется 475 килограммов, а максимальная скорость при этой нагрузке — 190 км/ч.

Теперь рассмотрим третий случай, когда давление во всех колесах низкое. На таких шинах тормозной путь получился на 1 метр короче. Вот и хорошо, — скажете вы, — так безопаснее! Но не все так просто…

На той же скорости 45 км/ч на спущенных шинах труднее вписаться в поворот, и дело тут не в водителе. При повороте, спущенная шина деформируется, и чем меньше давление в шине, тем деформация больше, а значит и больше радиус поворота. Машину, попросту, уводит в сторону. В добавок, если давление в шине снижено, то она на повороте может попросту разбортироваться. К тому же низкое давление является причиной износа шин.

Но самый интересный четвертый случай, когда давление во всех четырех шинах разное. Кстати, это самое частое явление. Причины могут быть разные: неисправные золотники, неравномерный износ шин, или колесом вы поймали гвоздь, и воздух потихонечку спускает. Если машину даже немного начинает вести в сторону, есть повод проверить, как накачены колеса, и их состояние в целом.

Лучше всего процедуру проверки состояния колес поручить квалифицированным сотрудникам автосервиса, где на специализированном оборудовании мастера проведут диагностику не только колес, но и всей ходовой части.

Еслм машину ведет в сторону, очень важно правильно держать руль: закрытым хватом в положении 9:3 — так легче удержать её. При торможении, коэффициент скольжения у накаченных и преспущенных колес разный, от чего машину бросает в занос, и если такое случится в плотном транспортном потоке, аварии не избежать. Так что будьте осторожны и регулярно проверяйте давление в шинах.

Как давление в шинах влияет на управляемость

Давление в шинах играет исключительно важную роль в управляемости, комфорте, безопасности и экономичности автомобиля, поэтому данному параметру нужно уделять большие внимание. О том, какое давление должно быть в шинах различных колес и автомобилей, как его изменять в зависимости от условий и как правильно производить измерение — читайте в предложенной статье.

Какое значение имеет давление в шинах?

Первые пневматические шины появились еще в 1888 году, однако в то время они использовались только для установки на велосипеды, а первые автомобили обходились цельнолитыми резиновыми колесами. Уже в начале XX века пневматические шины стали использоваться на автомобилях, водители сразу оценили все преимущества этой новинки, и к 20-м годам колеса с привычными для нас покрышками вытеснили колеса других конструкций.

Характеристики шин (а с ними и многие характеристики автомобиля) во многом зависят от давления заключенного в них воздуха. Давление в шинах прямо или косвенно влияет на следующее:

  • Управляемость автомобиля;
  • Износ деталей подвески;
  • Износ покрышек;
  • Износ трансмиссии и деталей привода ведущих колес;
  • Величина тормозного пути;
  • Вероятность «аквапланирования» и скорость его начала;
  • Расход топлива;
  • Устойчивость покрышек к проколам и повреждениям.

Причем давление в шинах может оказывать как положительный, так и отрицательный эффект, то есть — улучшать или ухудшать управляемость, увеличивать или уменьшать тормозной путь, скорость начала «аквапланирования» и т.д. Поэтому существует некоторое оптимальное давление, которое обеспечивает наилучшие характеристики. Пониженное и повышенное давление оказывает различное влияние.

Пониженное давление проявляется следующими эффектами:

  • Ухудшение управляемости (автомобиль «рыскает», его «уводит» в сторону и т.д.);
  • Ухудшается маневренность, главным образом — становится сложнее совершать повороты;
  • Нехарактерный износ боковин покрышки;
  • Снижение скорости начала «аквапланирования»;
  • Несколько повышенный расход топлива (хотя рост редко превышает 3-5%);
  • Повышение комфорта движения;
  • Уменьшение тормозного пути;
  • Повышение вероятности срыва в занос;
  • Повышение проходимости автомобиля;
  • Сокращение ресурса покрышек.

Таким образом, понижение давление в шинах оказывает как отрицательные, так и положительные эффекты. Причины этого понятны и кроются в изменении формы приспущенного колеса: при понижении давления боковые части протектора, обычно приподнятые над поверхностью дороги, опускаются, вследствие чего увеличивается площадь контакта колеса с дорогой. Большая площадь — это большее сцепление с дорожным покрытием, отсюда худшая управляемость, меньший тормозной путь и повышенный расход топлива. Увеличенная площадь контакта колеса с дорожным покрытием обеспечивает снижение удельного давления, а значит — повышает проходимость. Также приспущенная шина становится мягче, поэтому повышается комфорт поездок.

Повышенное давление в шинах имеет противоположные эффекты:

  • Увеличенный износ центральной части протектора;
  • Ухудшение управляемости;
  • Увеличение тормозного пути;
  • Ухудшение комфорта движения;
  • Повышенный износ деталей подвески;
  • Повышение вероятности повреждения шины и даже ее «взрыв»;
  • Некоторое снижение расхода топлива.

При повышенном давлении уменьшается площадь пятна контакта покрышки с дорогой, вследствие чего повышается износ центральной части протектора, ухудшается проходимость и маневренность, а главное — движение автомобиля становится более жестким, начинают чувствоваться даже незначительные неровности дороги, что негативно сказывается на комфорте. Однако это не мешает многим водителям сознательно повышать давление в колесах, что обычно делается для повышения грузоподъемности грузовых автомобилей и для снижения расхода топлива.

Необходимо заметить, что здесь речь идет об изменении давления на 5-15% (редко — на 20%) от номинального. Такое изменение практически незаметно на глаз и без манометра трудно определить, насколько давление соответствует оптимальному. Поэтому при подкачке колес следует пользоваться манометром, что позволит избежать ошибок.

Требования к давлению в шинах различных типов автомобилей

Давление в шинах зависит от ряда характеристик — массы автомобиля, количества осей, нагрузки на ось и т.д. Оптимальное давление для каждого конкретного автомобиля устанавливается производителем, его значение определяется в результате ряда тестов и испытаний, поэтому его следует придерживаться и автовладельцам.

Обычно номинальное давление в шинах указано в таблице, которая расположена на стойке двери со стороны водителя, на внутренней стороне дверцы перчаточного ящика («бардачка») или на крышке бензобака. В таблице обычно указаны оптимальные давления отдельно для колес передней и задней оси без нагрузки и с нагрузкой, а также для различных типов запасных колес — обычного размера и компактного («банана»).

При накачке колес и проверке давления в шинах необходимо придерживаться значений, указанных в данной таблице — это гарантирует оптимальные характеристики автомобиля, в том числе комфорт, управляемость, маневренность и т.д.

Если говорить конкретно, то давление в шинах легкового автомобиля лежит в пределах 1,4-3 атмосфер (140-300 кПа), причем давление в шинах передних колес обычно меньше, чем в задних, так как нагрузка на заднюю ось в большинстве случаев больше. Давление в шинах грузовых автомобилей значительно выше — от 5 до 9 атмосфер, при этом в шинах односкатных колес давление обычно несколько выше, чем в шинах двускатных колес.

А о чем говорит значение давления, указанного на самой покрышке? Это значение всегда выше давлений, указанных в таблице, так как это — максимально допустимое давление, которое выдерживает данная покрышка, и при накачке шин на это давление ориентироваться нельзя! Но иметь его в виду стоит, особенно любителям ездить на перекачанных колесах — это может спасти от неприятностей, в том числе и от аварий, спровоцированных взорвавшейся шиной.

Однако указанные производителем значения давления в шинах оптимальны только для некоторых определенных условий, главным образом — летом в сухую погоду при не слишком продолжительных поездках. В других условиях, особенно зимой, при долгом движении или при преодолении труднопроходимых участков дороги, давление не только можно, но и нужно изменять, так как для данных конкретных условий оптимальными будут иные значения давления.

Но прежде, чем говорить о давлении шинах в зависимости от условий, нужно несколько слов сказать о том, как правильно производится измерение давления.

Периодичность и способы проверки давления в шинах

Профессионалы и любители спорят о том, насколько часто нужно проверять давление в шинах. Так, специалисты рекомендуют проверять давление каждый день, непосредственно перед утренним выездом. Ежедневная проверка поможет избежать вынужденной остановки в дороге и потерю времени, если за ночь одно из колес спустило, а водитель сразу этого не заметил.

Однако каждый день осматривать колеса и проверять давление получается далеко не всегда, да и в большинстве случаев этого делать не нужно — достаточно проводить проверку хотя бы раз в одну-две недели. Обязательно необходимо производить измерение давления в шинах перед дальними поездками. И всегда следует проверять степень накачки колес после длительной стоянки, так в этом случае очень высока вероятность, что шины спущены.

Производить измерения уровня давления в покрышках нужно с помощью манометра — этот инструмент сегодня доступен и позволяет проводить проверку очень точно и быстро. Но владельцы многих современных автомобилей могут обойтись и без специального прибора. В ряде автомобилей устанавливается система контроля давления в шинах TPMS, которая производит измерение постоянно и повещает о критическом изменении давления в шинах.

Проводить изменение давления можно только на холодных шинах. Холодными шины могут считаться в двух случаях:

  • После стоянки на протяжении не менее 3-х часов;
  • В случае если пробег после длительной стоянки не превышает 1,6 км.

Ни в коем случае нельзя измерять давление в шинах сразу же после длительных поездок, так как нагретый воздух имеет большее давление, и оно может ввести в заблуждение.

Если при проверке выясняется, что давление в одной из шин упало, необходимо накачать ее до номинального значения, а затем проверить на предмет наличия утечек. Обычно утечки возникают из-за проколов или по вине вышедшего из строя вентиля, а в случае бескамерных колес — из-за ухудшения герметичности в месте прилегания покрышке к колесному диску. Если давление в одном из колес постоянно падает, то обязательно нужно установить причину утечки и устранить ее, либо произвести замену шины или камеры.

Изменение давления в шинах в зависимости от текущих условий

Большинство из водителей постоянно ездят с тем давлением в шинах, которое установят они сами или на СТО, и мало кто знает, что давление можно менять в зависимости от текущих условий.

В первую очередь, необходимо позаботиться об изменении давления в шинах при смене сезона — поздней осенью и весной. Как известно, давление газов при изменении температуры изменяется, поэтому зимой и летом давление в шинах неодинаково — оно изменяется на 0,1 атмосферу (10 кПа) при изменении температуры на 10°C. То есть, если при температуре +20°C накачать колесо до давления 2,7 атмосферы, то зимой при температуре -20°C давление в нем снизится до примерно 2,3 атмосфер, что повлечет за собой все описанные выше негативные следствия.

Поэтому при наступлении стабильных холодов ниже -10°C рекомендуется поднять давление в шинах на 0,1-0,3 атмосферы относительно того, что было установлено летом. Однако высчитывать изменение давления нужно только тем водителям, чей автомобиль стоит в отапливаемом гараже. Если же машина стоит на улице, то нужно просто накачать колеса до указанного в таблице давления.

Изменять давление в шинах можно не только сезонно, но и в зависимости от текущих дорожных условий. Так, если необходимо преодолеть раскисший от дождя участок грунтовой дороги, то давление в шинах стоит несколько снизить, в этом случае, как мы уже говорили, увеличится площадь пятна контакта, понизится удельное сопротивление, и как итог — повысится проходимость. Также колеса можно приспустить и при преодолении дороги с гравийным покрытием или изобилующей острыми камнями — шины с пониженным давлением станут мягче, поэтому лучше будут противостоять проколам и обеспечивать комфорт движения. После проезда проблемного участка давление в шинах необходимо восстановить.

Постоянный контроль давления в шинах и его изменение в зависимости от ситуации — хорошая привычка, которая присуща опытным водителям и тем, кто привык чувствовать контроль над автомобилем и дорогой. Взяв за привычку измерять и регулировать давление в шинах, вы увеличите ресурс резины, повысите безопасность автомобиля и сможете с достоинством выходить из сложных дорожных ситуаций. И в этом окажут помощь верные спутники водителя — манометр и насос.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector