1 просмотров

Что ждет отрасль переработки шин

Шины надулись

Производители покрышек недовольны новыми правилами их утилизации

Крупные производители и импортеры шин пожаловались в правительство на инициативу Минприроды, которое хочет на пять лет лишить их права самостоятельно утилизировать отслужившие покрышки. Вместо этого компаниям придется платить расширенный экологический сбор, которым будет распоряжаться «Российский экологический оператор». Бизнес считает, что такие меры приведут к монополизму на рынке и росту цен на шины. В Минприроды причин для опасений не видят.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ассоциация производителей и импортеров шин «Экошинсоюз», куда входят Michelin, Bridgestone, Nokian Tyres, Continental, Yokohama и другие, просит правительство сохранить для шин действующие правила расширенной ответственности производителя (РОП), выделив шины в отдельную категорию отходов. Соответствующее письмо вице-премьеру Алексею Гордееву направил директор ассоциации Сергей Подойников.

Как “Ъ” сообщал 1 октября, Минприроды подготовило проект концепции, кардинально меняющий институт РОП. С 2015 года у производителей и импортеров товаров есть выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов произведенной (поставленной) продукции либо уплачивать экосбор (около 7 тыс. руб. за тонну). Минприроды предлагает лишить компании права заниматься самостоятельной утилизацией отходов товаров и упаковки сроком на пять лет, заставив бизнес платить расширенный утилизационный налог. Распоряжаться средствами будет госкомпания «Российский экологический оператор» (РЭО, курирует мусорную реформу) через специально созданный фонд. Кроме того, предлагается отменить обязательный норматив утилизации, ставки сбора же будут рассчитываться, в частности, на базе оценки затрат на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию отходов от использования товаров.

В письме отмечается, что шинники не поддерживают введение моратория, так как механизмы РОП в отрасли уже «запущены и активно развиваются». В 2019 году норматив утилизации шин составлял 25% от объема продаж, а к 2024 году компании смогут достичь 55%. «Предложения Минприроды приведут к формированию монополиста, который сам будет решать, куда тратить деньги и кому их давать,— заявил “Ъ” господин Подойников.— Компании вложили 450 млн руб. в рынок и инфраструктуру, неясно, что с этим будет». В случае введения новых правил РОП стоимость шин для потребителя, по оценкам компаний, в среднем вырастет на 4%, говорит он.

40,7 миллиона шин

было продано в России в 2018 году, по оценке Nokian Tyres

Ликвидация существующей системы разрушит предприятия перерабатывающего сектора, подтверждает глава «Bridgestone Россия и СНГ» Джеффри Гловер. Столь резкие изменения законодательства не стимулируют смежные отрасли на увеличение мощностей и создание дополнительных рабочих мест, тормозят внедрение новых технологий, заявил “Ъ” гендиректор Michelin в России Дмитрий Молоканов. В Nokian Tyres добавляют, что «бизнесу придется свернуть инициативы по построению системы сбора отходов, будут потеряны инвестиции, придется разрывать долгосрочные контракты с добросовестными переработчиками».

Но в РЭО считают выделение шин в особую категорию отходов нецелесообразным. «Сегодня сложилась пагубная практика приобретения справок (с помощью фиктивных актов.— “Ъ” ) о самостоятельном исполнении РОП, в том числе при утилизации шин,— заявил “Ъ” исполнительный директор РЭО Алексей Макрушин.— В реальности, по имеющейся у нас информации, перерабатывается около 250 тыс. тонн шин в год, а компании отчитываются о гораздо больших объемах. Чтобы в будущем избежать такого дисбаланса между утилизацией на бумаге и в реальном секторе, Минприроды предлагает пятилетний мораторий на самостоятельное исполнение РОП».

Как Минприроды предлагает изменить институт расширенной ответственности производителей и импортеров

В Минприроды заверили “Ъ”, что, согласно расчетам, «необоснованного увеличения финансовой нагрузки на население» не произойдет. «Если производители шин сами их утилизируют и будут уплачивать экологический сбор в фонд РОП, оттуда же он будет им возвращаться, возможна схема взаимозачетов, как с налогами,— добавили в ведомстве.— С точки зрения финансирования мораторий никак не отразится на деятельности производителей шин по утилизации. Но вопрос с моделями экоплаты еще находится в стадии обсуждения». Отметим, ранее на последствия реформирования механизма РОП жаловались, в частности, производители и импортеры бутилированных вод, соков и электроники.

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что в случае, если после утилизации сырье можно вовлекать в производство шин и повторно использовать, было бы логично этим заниматься самому производителю. При этом, когда сырье повторно используется в покрытиях и прочем, то есть в других отраслях, этим должны заниматься специализированные компании, продолжает он, у которых есть соответствующие компетенции.

Как мы пытались открыть бизнес по переработке шин и почему у нас ничего не вышло

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Мы часто слышим о проблемах с отходами в нашей стране, точнее о проблеме их утилизации. Что такое отходы? Мусор – это золото, которое лежит у нас под ногами.

Мусор — высоколиквидный товар?

Некоторые виды отходов являются высоколиквидным товаром. Металл, бумага и картон, пластик купят у вас в любом количестве и за приличные деньги.

А как же другие отходы, есть ли им применение?

Ответ очевиден – Да!

Из древесных отходов производят топливные пеллеты и наполнители для туалетов, из органических отходов — удобрения и био газ, из резины — дорожные и напольные покрытия, кровельные материалы и многое другое…

Почему возникают проблемы с утилизацией мусора если он является востребованным сырьем?

Основная причина кроется в операторах по сбору, хранении и утилизации ТБО. Данным компаниям нет смысла перерабатывать отходы, так как и без нее они «гребут деньги лопатой» продавая не переработанные металл, пластик и картон, и это помимо громадных тарифов на утилизацию и вывоз ТБО. Очень много из начинающих и уже бывалых бизнесменов запускали предприятия по переработке того или иного отхода, но большинство закрыли данное направление так как не имели доступа к полигонам операторов ТБО.

Мы сделали «Ход конем» — определенный вид отходов просто проходил мимо операторов и полигонов ТБО, говорю об отработанных покрышках.

Как мы пытались открыть бизнес по переработке?

Согласно законодательству РФ отработанные покрышки нельзя просто выкинуть в мусорный контейнер, их надо сдавать в переработку и при этом платить за утилизацию. Коммерческие организации обязаны отчитываться за утилизацию отработанных покрышек и самостоятельно организовывать их погрузку и выгрузку, доставку к месту утилизации. Но в данный момент санкции за несоблюдение данной нормы права не применяются, так как в стране переработка практически отсутствуют, а полигоны зачастую просто отказываются их принимать.

Наша команда решила организовать собственную, бесплатную для потребителя систему логистики по сбору отработанных покрышек и отходов РТИ. Данную систему хотели запустить на территории Ростовской области. На основании данных ГИБДД был рассчитан минимальный объем отработанных покрышек, который генерирует Ростовская область в год – 40 000 тонн.

Что такое покрышки?

Это нефть с присадками. Только представьте себе, что 1000 цистерн с нефтью становятся в ряд длинною 20 км и выливают содержимое цистерн на землю. Страшная картина и так происходит каждый год, только мы этого не видим, так как вся эта нефть ежедневно вывозится на свалки, выкидывается за гаражи, закапывается в огороде…

Бесплатная логистика возможна только при больших объемах переработки, 40 000 тонн вполне хватало для запуска проекта. Был подготовлен проект и бизнес-план предприятия и определена сумма инвестиций, которая составила 300 000 000 руб. Расчеты показали, что переработка является не просто рентабельным предприятием, а просто золотым дном. По самым пессимистическим прогнозам, срок полного возврата инвестиций составил 18 мес.

Начался новый этап – поиск инвесторов. Мы заручились поддержкой крупнейших региональных бизнес-объединений, профильных министерств, даже представили проект на конкурсе в столице перед Правительством Москвы и крупнейшими инвесторами из списка Forbes. На этом конкурсе мы одержали безоговорочную победу, но не получили ни копейки инвестиций. Я, как основатель проекта, провел переговоры со многими потенциальными инвесторами, как региональными так и известными федеральными, такими как Сергей Полонский. Но результат был отрицательный и проблема была не в проекте, а в том, что инвестиции были нужны для приобретения основных средств. К сожалению, в России компания с таким большим статичным багажом автоматически становится мишенью. Административные риски по сравнению с той же IT сферой колоссальны.

Как снизить административные риски? Разделить бизнес на тысячи кусочков, точнее не сам бизнес а его собственников. И мы запустили ICO. Выпустили собственные цифровые токены, сделали это в Белизе и Сингапуре, провели обширную рекламную компанию, в результате собрали только 30 000 000 руб, которых не хватило для реализации проекта — минимальная сумма инвестиций для запуска 100 000 000 руб. Деньги мы вернули инвесторам, а проект свернули.

Какие выводы я сделал:

  1. Россия пока не готова для подобных проектов. Переработка практически не поддерживается государством в отличии от других стран. Если взять за пример полезный зарубежный опыт мы увидим, что в США после принятия закона об утилизации автомобильных покрышек дорожные компании обязаны использовать при строительстве дорог резиновые отходы, и только при этом условии получают государственный подряд. Срок службы таких автомобильных дорог до капитального ремонта в результате продлен до 15 лет.
  2. ICО, токены, криптовалюта – не для реального сектора экономики. Блокчейн и криптовалюта это мир компьютерных технологий, программного обеспечения, нейросетей и т.д.

«Резиновые» миллионы: куда движется утилизация шин в России

Переработка, утилизация и прочие «зеленые» слова прочно вошли в обиход любого автомобильного издания мира. Однако в России все еще сохраняется консервативный подход к спасению природы. Тем удивительнее для всех прозвучала новость о планах правительства по созданию единой госорганизации, которая должна заняться утилизацией использованных шин на деньги их же производителей. Почему удивительно? Потому что такая организация уже существует и достаточно успешно развивается, только без присмотра государства, что, очевидно, и смущает власти. Журнал «Движок» побывал на пресс-конференции «ЭкоШинСоюза» и выслушал мнение производителей колес о сложившейся ситуации.

Для начала уточним, что такое «ЭкоШинСоюз». Это некоммерческая организация, объединяющая производителей и импортеров шин, созданная в целях самостоятельного обеспечения производителями покрышек нормативов утилизации шин. На данный момент в состав ассоциации входят практически все ведущие иностранные производители покрышек в России: Bridgestone, Nokian, Michelin, Hankook, Yokohama и Continantal.

Объединиться в подобный союз компании решили после 2015 года, когда российское государство в рамках нового закона обязало производителей и импортеров шин самостоятельно утилизировать произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. Сделано это было для снижения объема перерабатываемых отходов и обеспечения максимальной вторичной переработки.

По словам участников организации, вопросом утилизации отработавших покрышек занимались и в СССР, а вот после 1991 года отрасль, в общем-то, умерла. «ЭкоШинСоюз» только с 2015 года фактически возрождает утилизационную деятельность, а потому работы еще очень много.

Непосредственным поводом для экстренного собрания представителей «ЭкоШинСоюза» стали не только планы по созданию государственного регулятора процессов утилизации, но и опубликованные инициативы Минприроды. Производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против предлагаемых концепцией ведомства изменений в сфере обращения с отходами, в части изношенными шинами, а именно: против введения моратория на самостоятельную реализацию расширенной ответственности производителя, против одномоментного увеличения норматива по утилизации до 100% от объема произведенных и импортируемых шин и против введения экосбора.

Не секрет, что наше правительство не привыкло обсуждать регуляцию рынка с самими его игроками, а привыкло спускать сверху указания и нормативы. Поэтому данная пресс-конференция выглядела как последняя попытка производителей шин привлечь внимание общественности и указать на бессмысленность большинства предложений Минприроды.

На защиту текущего варианта утилизации встали: Георгий Ротов — генеральный директор Continental Kaluga, Джеффри Гловер — генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ, Дмитрий Молоканов — генеральный директор Michelin в Восточноевропейском регионе и Андрей Пантюхов — генеральный директор Nokian Tyres Россия. Проще говоря, отстоять право самим заниматься утилизацией своей же продукции решились компании, занимающие абсолютное большинство рынка.

Георгий Ротов, генеральный директор Continental Kaluga, подчеркнул, что задачей ассоциации является стимулирование и развитие комплексной системы сбора и утилизации изношенных шин на территории России. За период с 2017 по 2019 год утилизировано 136 тыс. тонн отработанных шин. По экспертным оценкам, в России ежегодно образуется порядка 800 тыс. тонн изношенных шин, что является одной из причин несанкционированных свалок шин, которые наносят ущерб окружающей среде и увеличивают риск возникновения пожаров.

Производители покрышек отметили, что союз постоянно стимулирует развитие переработчиков как в аспектах сбора и наращивания мощностей, так и в аспекте совершенствования инфраструктуры. С каждым переработчиком фиксируются четырехлетние планы развития. На данный момент в результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено более 350 специальных контейнеров для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров и запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, а также ликвидировано немалое количество несанкционированных свалок.

Спикеры пояснили, что обсуждаемые в Минприроды инициативы по введению моратория могут перечеркнуть реализуемые и запланированные проекты в этой области. По мнению Андрея Пантюхова, генерального директора Nokian Tyres Россия, только последовательная работа бизнеса в рамках текущего законодательства сможет дать результат, а именно: создать и развить полноценную и хорошо работающую отрасль по обращению с отходами.

Джефф Гловер, генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ заявил: «Важно отметить, что ликвидация сформированной системы может негативно сказаться на работе предприятий перерабатывающего сектора, что в итоге приведет не к росту, а к снижению общего объема утилизации шин».

Интересно, что на конференцию «ЭкоШинСоюза» приглашались и представители государственных органов, однако никто из них на дискуссию не пришел. Еще один довольно странный факт — с 2015 года в экологическую организацию не вступил ни один отечественный производитель покрышек

Члены ассоциации «ЭкоШинСоюз» выступают за постепенное повышение норматива утилизации. Дмитрий Молоканов, генеральный директор компании Michelin в Восточноевропейском регионе отметил следующее: «Текущее законодательство в области обращения с изношенными шинами выстроено в русле международных практик, и деятельность „ЭкоШинСоюза“ уже показывает конкретный положительный результат. Единовременное установление 100%-ного норматива по утилизации не приведет к 100%-ной утилизации. Важно наращивать мощности и создавать инфраструктуру».

«Объемы утилизируемых шин растут каждый год. В 2017 году было переработано 30 тыс. тонн, в 2019 году — уже 70 тыс. тонн, и этот показатель продолжает расти. По нашим прогнозам, при сохранении текущей динамики уровень утилизации достигнет 50% к 2024 году, что почти на треть выше целевого показателя для ТКО (36% в 2024 году)», — прокомментировал Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюза».

Кроме того, в ходе конференции члены «ЭкоШинСоюза» ответили на ряд важных вопросов. В частности, почему в союзе нет отечественных производителей «Кама» и Cordiant. По словам представителей объединения, ассоциация открыта всем новым членам, которые пожелают к ней присоединиться. Со многими ведется работа по вступлению.

Отдельно производители отметили, что на данный момент в законодательстве полно белых пятен, касающихся утилизации шин. В частности, нет никакой законной ответственности у шиномонтажей. Союз ведет мотивировочную работу с такими организациями, но приходится работать исключительно убеждениями и апеллировать к социальным аспектам.

Собравшихся гостей интересовал вопрос о том, к каким последствиям приведет принятие новых нормативов Минпроироды и как на это реагируют другие ведомства в правительстве. По словам руководителей компаний, от целого ряда других министерств уже поступили негативные отзывы на проект. Так что в союзе все еще надеются, что новые нормативы не примут. Однако Минприроды стоит на своем и активно использует государственные способы трансляции своего мнения с целью давления на общественность.

По словам генерального директора, Nokian Tyres Россия, затраты финской компании на утилизацию с принятием новых нормативов увеличатся в восемь раз. Другие компании называли конкретные цифры: 200 млн рублей в год дополнительно.

Представители компаний раскритиковали подход государства к утилизации шин. По их словам, есть опыт других стран, где переработка также диктуется правительством. Однако до момента создания системы иностранным бизнесом российские власти проблемой утилизации шин интересовались только в рамках законопроектов. А как только профильная иностранная НКО развернула активную деятельность, начались проблемы.

В такой системе положительные стимулы действуют гораздо сильнее, чем государственные наказания. Представители компаний не против регулирования и законов, но они верят в то, что регулирование должно быть сбалансированным, а то, что предлагается российским правительством сегодня, таковым не является.

«ЭкоШинСоюз» напомнил, что на конференцию были приглашены представители Минприроды, Минпромторга и Минэкономразвития, но от них пришли отрицательные ответы. Сторонники реформы из этих ведомств часто утверждают, что ничего не делается, что утилизации нет. Но эти утверждения ничем не обоснованы. Это просто утверждение, что ничего не делается и поэтому надо все менять. К сожалению, у этих людей больше медиаресурсов, чем у союза, и общественность читает про это на первых полосах ведущих газет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: