Что такое шина и покрышка
Содержание
Что такое ШИНА
Да, да именно ШИНА. Не резина, не покрышка, не колесо, а именно шина.
Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов колеса, представляющая собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод гусеницы (из «Википедия»). Причем тут гусеница? Сам в недоумении…
Для начала попробуем немного разобраться в терминологии (согласно ГОСТ 22374-77 «Шины пневматические конструкция термины и определения»).
Пневматическая шина – упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением.
Колесо – вращающийся элемент автомобиля, передающий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей.
Обод – часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Диск колеса – часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Таким образом, шина устанавливается на колесо, состоящее из обода и диска.
Современная шина – продукт высокой инженерной мысли и технологически сложного оборудования. Поэтому не стоит удивляться ее цене, сопоставимой с ценой сложных узлов и агрегатов вашего автомобиля. Диапазон же цен в рынке на шины одного типоразмера может быть довольно широк, но зачастую эта разница подразумевает под собой уровень технологичности производства, качества материалов, совершенства инженерной разработки.
Из чего же состоит шина – на первый взгляд простой автокомпонент?
Протектор – наружная резиновая часть пневматической шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений.
Плечевая зона протектора – часть протектора шины, расположенная между беговой дорожкой и боковиной.
Беговая дорожка протектора – поверхность протектора шины, контактирующая с дорогой.
Каркас – силовая часть пневматической шины, состоящая из одного или нескольких слоев обрезиненного металлического либо текстильного корда, закрепленных на бортовых кольцах.
Брекер – часть пневматической шины, состоящая из слоев металлического обрезиненного корда и расположенная между протектором и каркасом.
Боковая стенка – часть пневматической шины, расположенная между плечевой зоной протектора и бортом.
Боковина – слой покровной резины, расположенный на наружной части боковой стенки пневматической шины.
Борт – жесткая часть пневматической шины, обеспечивающее ее крепление на ободе колеса.
Бортовое кольцо – проволочное кольцо, являющееся жесткой основой борта пневматической шины.
Герметизирующий слой – слой газонепроницаемой резины, расположенный на внутренней поверхности каркаса бескамерной шины.
Ездовая камера – герметичная торообразная эластичная трубка пневматической камерной шины, заполняемая газом или воздухом.
Для ознакомления, пожалуй, достаточно, доступно и информативно.
Классификация, конструктивные особенности, решение проблемы выбора шин, правила эксплуатации, виды дефектов и предотвращение их образования, и многое-многое другое будет изложено в последующих статьях.
Шина и покрышка: одно и то же или есть отличия
Несмотря на существующий стереотип, эти два понятия не являются синонимами. Постараемся разобраться, в чем состоят их отличия. По типу герметизации внутреннего объема шины разделяют на камерные и бескамерные. В первом случае покрышка является составной частью шины, а во втором её и вовсе нет, но в Симферополе шины по привычке продолжают называть покрышками.
Камерные шины
Конструкция таких шин включает в себя покрышку, в которую помещается камера с накачанным в нее воздухом, и ленту, надеваемую на обод диска.
Достоинства камерной резины
- низкая стоимость;
- при боковом проколе нет необходимости менять всю шину, достаточно заменить или отремонтировать камеру;
- подходят к любым дискам для автомобиля;
- возможен самостоятельный монтаж.
Недостатки камерной конструкции
- значительно больший вес;
- при проколе воздух выйдет практически сразу, что повышает аварийность и требует замены колеса прямо на дороге;
- ремонт любых повреждений невозможен без разбора колеса;
- при перегреве, вызываемом высокой скоростью, камерные шины быстро теряют форму и приходят в негодность;
- возможен внутренний прокол камеры случайно оторвавшейся ниткой корда или попавшим острым предметом.
Бескамерные шины
В этом случае конструкция является цельной и состоит из трёх слоёв: наружного – протектора, функции которого – защита и сцепление с дорогой; среднего – для амортизации и отведения тепла; тонкого внутреннего, содержащего воздух и обеспечивающего плотное соединение с диском.Преимущества бескамерной резины
- уменьшенный расход топлива, обусловленный низким весом;
- повышенная безопасность;
- более качественная балансировка;
- в пути возможен быстрый ремонт небольших повреждений при помощи специальной пасты, при этом снимать покрышку с колеса не нужно;
- увеличенная долговечность за счёт отведения тепла;
- меньший шум при движении;
- возможность перевозить больше грузов.
Недостатки шин без камеры
- более высокая стоимость;
- невозможность самостоятельно провести шиномонтаж;
- если диск деформирован, происходит разгерметизация колеса;
- при повреждении боковой части вся шина приходит в негодность, в этом случае придётся обращаться в магазин покрышек.
Подведём итоги
Если вы хотите купить шины в Крыму, выбирайте бескамерную резину, ведь только она способна обеспечить безопасность, экономичность, надежность и комфорт.
Чем отличается шина от покрышки?
Обычное автомобильное колесо состоит из двух основных элементов. Первый из них – это диск с ободом, а второй – надетая на него шина. Иногда её также называют покрышкой, что допустимо в разговорной речи, но совершенно неправильно с технической точки зрения. Разумеется, когда автомобилист приобретает летние шины или заменяет их с наступлением холодов на зимние, ему совсем не обязательно вдаваться в эти детали – и в магазине, и в мастерской его поймут в любом случае. Возможно, со временем слово «покрышка» постепенно выйдет из употребления, но едва ли это произойдет в ближайшие годы.
Из истории вопроса
Появление первых шин стало результатом открытия, сделанного американским изобретателем Чарльзом Гудиером – он стал первым человеком, которому удалось вулканизировать каучук и получить резину. Это произошло в 1838 году. Спустя семь лет шотландский инженер Роберт Томпсон использовал открытие Гудиера и создал первые образцы шин. Предназначались они для конных повозок и велосипедов – автомобилей еще не существовало.
Наряду с цельнолитыми шинами Томпсон предлагал использовать и пустотелые. Он называл их Aerial Wheels, то есть «воздушными колесами». В силу целого ряда причин это изобретение тогда не было оценено по достоинству, и о нем забыли. В результате надувные шины были придуманы повторно – это сделал в 1888 году соотечественник Томпсона, ветеринар Джон Данлоп.
Оба изобретателя хорошо понимали, что тонкие стенки камеры, наполненной воздухом и надетой на колесо, будут интенсивно изнашиваться из-за трения о землю. Чтобы этого не произошло, Томпсон закрывал поверхность резины кожаным чехлом, а Данлоп – матерчатой лентой. Именно эти примитивные «защитные средства» и стали прототипом появившихся впоследствии покрышек. В те времена их едва ли кто-то мог бы спутать с шинами – ведь ясно, что часть и целое – это не одно и то же. «Перемешивание» двух разных терминов возникло намного позже.
Появление бескамерной резины
На протяжении почти всего двадцатого столетия на большинстве автомобилей устанавливались шины одной и той же конструкции. В её состав входила резиновая камера, наполненная сжатым воздухом, и надетая на неё покрышка, выполняющая защитные функции и обеспечивающая сцепление с дорожным покрытием.
Конечно, такие шины стали куда более совершенными, чем «воздушные колеса» Томпсона, но предложенные шотландским изобретателем основные принципы оставались неизменными. Тем не менее еще в 1903 году Пол Литчфилд, председатель правления компании Goodyear (название дано в честь Чарльза Гудиера), предложил отказаться от использования камеры. Он разработал шину, в которой борта покрышки вплотную примыкали к колесному диску, обеспечивая полную герметичность.
Серийное изготовление автомобилей, оснащенных бескамерной резиной, удалось развернуть лишь в 1954 году. Для того, чтобы новые шины получили широкую популярность, потребовалось еще около 30 лет. Видимо, именно тогда их и стали называть покрышками. Сегодня, когда автомобилей с «классическими» камерными шинами становится всё меньше, эта тенденция заметно усилилась.
В чем причина путаницы?
На первый взгляд может показаться, что использование слова «покрышка» вполне правомерно. После «исчезновения» камеры шина стала целиком состоять именно из этого элемента – так почему бы его название не присвоить всей конструкции? Такой аргумент выглядит достаточно весомым, однако нужно учитывать по крайней мере две важных детали:
- На некоторые транспортные средства всё ещё устанавливаются камерные шины. Называть их «покрышками» было бы просто нелепо.
- Слово «шина» имеет немецкое происхождение. В русском языке оно не привязано к каким-либо действиям. Слово «покрышка» указывает на основную функцию изделия – оно защищает, «покрывает» наполненную воздухом камеру. Если её нет, смысл обозначения теряется. Поэтому «резиновую обувь» автомобиля правильнее называть всё-таки шиной.
В настоящее время используются оба термина. Правда, постепенному вытеснению слова «покрышка» способствует хотя бы то, что шиномонтаж уж точно никто не собирается переименовывать, и едва ли это произойдет даже после окончательного исчезновения камерной резины.