1 просмотров

Что такое грузовые шины

Классификация грузовых шин и основные характеристики

Дата публикации — 10.06.2020

Грузовые шины при эксплуатации испытывают серьезные нагрузки из-за большой массы перевозимых грузов, тяжелых условий эксплуатации в большинстве случаев и ежедневного интенсивного использования. Правильный выбор покрышек обеспечивает длительный срок службы элементов подвески автомобиля, экономию топлива, безопасность участников дорожного движения. При покупке резины для грузовой автотехники учитывают комплекс факторов, среди которых – запланированные дорожные условия, предназначение грузового автомобиля, тип оси, размерные параметры.

Каким требованиям должны соответствовать шины грузового автотранспорта

Правильно выбранные покрышки для грузовых автомобилей должны обеспечивать:

  • Достаточную несущую способность. Автошины должны выдерживать суммарный вес (собственный и груза), дополнительные динамические нагрузки, возникающие при резких стартах, торможениях, поворотах.
  • Эффективное сцепление с дорожным покрытием. Прогиб пневмошины обеспечивает значительное пятно контакта. Чем жестче резина, тем меньше площадь ее контакта с дорогой. Дизайн протектора должен обеспечивать сцепление с покрытием – сухим, мокрым, заснеженным.
  • Управляемость. Эта важная характеристика определяет способность грузовой шины точно реагировать на команды, поступающие от рулевого колеса. Управляемость активно влияет на безопасность дорожного движения.
  • Минимальное сопротивление качению. Обеспечивает топливную экономичность. Этот показатель ухудшают неправильный выбор шины, несоответствующее давление, превышение допустимой нагрузки.
  • Комфортность. Конструкция покрышки и материал, используемый при ее изготовлении, должны обеспечивать смягчение ударов при езде по неровным покрытиям и понижение уровня шума.
  • Надежность. Этот параметр прежде всего зависит от прочности каркаса шины.
  • Долговечность. Зависит от качества используемых материалов, соответствия модели и условий эксплуатации, соблюдения правил поездок.

Классификация грузовых шин в зависимости от запланированных дорожных условий

При выборе резины для грузовых автомобилей и автобусов руководствуются условиями, в которых будет эксплуатироваться ТС:

  • Дорожные. Такие шины эффективны при поездках по качественным асфальтовым покрытиям. Они обеспечивают хорошие характеристики старта/торможения, устойчивость, топливную экономичность. Дорожные покрышки отличаются невысоким уровнем шума, способностью создавать комфортные условия езды. На дорогах с грунтовым покрытием дорожная резина быстро изнашивается и сильно уступает по проходимости внедорожным покрышкам.
  • Внедорожные. Устанавливаются в основном на спецтехнику и военные автомобили. Благодаря развитой системе грунтозацепов такая авторезина обеспечивает прекрасную проходимость по грязи, снегу, глубокому песку. Внедорожные покрышки могут использоваться и на асфальте, но это решение имеет ряд недостатков: существенный перерасход топлива – до 40 %, высокий уровень шума и низкий – комфорта, невозможность развивать высокую скорость. Превышение допустимого предела – примерно 70 км/час – может стать причиной аварийной ситуации.

  • Универсальные. Такие шины уверенно передвигаются по асфальтовому покрытию и легкому бездорожью. Комбинированный рисунок протектора сочетает грунтозацепы, расположенные по краям, и дорожный дизайн в средней части покрышки. Универсальные грузовые покрышки устанавливают в основном на строительную технику, которую эксплуатируют и для перевозок материалов по асфальтированным дорогам, и для перемещения в условиях строительных площадок, карьеров. Установка такой авторезины приводит к перерасходу топлива до 15 %.

Типы шин в зависимости от назначения грузового автомобиля

Современная грузовая техника в основном имеет узконаправленное назначение, что обеспечивает ее высокую эффективность при ее эксплуатации по назначению. Специфическим условиям соответствуют и покрышки, устанавливаемые на автомобили.

  • Международные и междугородные грузоперевозки. Осуществляются обычно по качественным асфальтовым покрытиям. Основные особенности таких перевозок – высокие скорости и редкие торможения. Важные параметры для покрышек – надежное сцепление с асфальтом в разных погодных условиях, топливная экономичность, низкий уровень шума, высокая степень комфорта во время поездки. Канавки в дизайне протектора – узкие и неглубокие.

  • Региональные транспортировки грузов. Их особенности – осуществление поездок по качественным асфальтированным покрытиям и грунтовым дорогам, при заездах в города необходимость маневрировать, часто стартовать и тормозить. Дизайн протектора отличается значительным количеством продольных канавок, которые обеспечивают эффективный отвод воды, и поперечных канавок – они способствуют уверенному старту на заснеженных покрытиях.
  • Грузоперевозки в городских условиях. Условия схожи с региональными – частые старты и торможения, повороты. Но такой транспорт обычно передвигается по расчищенным улицам, поэтому к покрышкам повышенные требования к сцеплению с грязным, обледенелым, заснеженным покрытием не предъявляются.
  • Перевозки в условиях строительных площадок и карьеров. Для этой цели выбирают покрышки с высоким количеством продольных и поперечных канавок. Часто встречается рисунок «елочка», который обеспечивает хорошую самоочищаемость.

Виды грузовых шин по месту установки на оси

Производители автошин указывают ось, для которой она предназначена, поскольку при проектировании авторезины учитывают специфику эксплуатации колес, установленных на разные оси:

  • Передняя ось. От шин передней оси во многом зависят управляемость и тормозные характеристики автотранспорта. На покрышках управляемых колес присутствует множество продольных канавок, обеспечивающих хорошее отведение воды.
  • Задняя. Покрышки задней оси должны обеспечивать максимально надежное сцепление колес с дорогой. Для них характерно наличие множества поперечных канавок. Чем сложнее дорожные условия, тем шире канавки.
  • Прицепы и полуприцепы. Основное требование к таким шинам – минимальное сопротивление качению, обеспечивающее экономный расход топлива.
  • Универсальные. Могут устанавливаться на переднюю и заднюю оси. В целях экономии на переднюю ось устанавливают новую резину, а затем ее перемещают на заднюю ось.

Типоразмер шин

При выборе покрышек необходимо ориентироваться на типоразмер, рекомендуемый производителем грузового транспортного средства. Если же такой размер встречается редко и приходится искать подходящий аналог, лучше всего получить консультацию квалифицированного специалиста.

Размерные параметры указывают на боковой поверхности шин. Например, размеры грузовой шины 315*70*R22,5 расшифровываются следующим образом:

  • З15 – ширина модели в мм;
  • 70 – высота профиля грузовой шины, выраженная в процентах от ширины;
  • 22,5 – размер обода, представленный в дюймах.

Буква R обозначает радиальное строение корда. При диагональном плетении буква в обозначении отсутствует.

Шины для грузовой, специальной и строительной техники

В отличие от легковых, грузовые шины подвергаются тяжелейшим нагрузкам — масса грузовой техники в разы или десятки раз больше. Это создаёт повышенные требования к характеристикам покрышек. Небольшой ошибки в выборе достаточно для того, чтобы сильно ухудшилась управляемость или ощутимо возрос расход топлива, которому и в идеальных условиях счёт идёт на десятки литров.

С другой стороны, грузовая техника, как правило, эксплуатируется в очень интенсивном режиме. При сотнях километров ежедневного пробега, да ещё зачастую не по самым лучшим дорогам, очень актуальна износостойкость покрышек. Даже шины для тягача, который работает на междугородних магистралях, фактически переходят в разряд расходных материалов. Здесь стоит подумать, чтобы найти хороший баланс между стоимостью и качеством покрышек.

Видов грузовых шин немало, классифицируются они по размерам, типу протектора, стоимости, предназначению для конкретных типов дорог. Производители выпускают и универсальные покрышки, которые можно ставить на любые оси, и специализированные. Во втором случае делают отдельные модели для ведущих осей и остальных, и менять их между собой не рекомендуется. Это чревато ухудшением управляемости и повышенным потреблением горючего.

Популярные размеры и типы грузовых шин

Хиты продаж нашего магазина — покрышки стоимостью до 26 тысяч рублей. Это резина китайских производителей, которая имеет очень хорошие технические и эксплуатационные характеристики. Типичный пример: грузовые шины на самосвал с шириной профиля 315 мм и диаметром 20. Индекс слойности в 20 единиц наделяет эти покрышки неплохой стойкостью к износу, и позволяет эксплуатировать их на скоростях до 110 км/ч.

Вообще, китайские шины славятся своей универсальностью — как правило, с ними не приходится волноваться насчёт того, с какой оси они подходят, и для каких дорог предназначены. Но бывают и исключения. Так, шины для погрузчиков, грейдеров и автокранов изначально нацелены на мягкие грунты: песок, землю, снег. На таких покрытиях особенно хорошо проявляет себя ширина профиля в 444,5 мм в совокупности с крупным протектором типа «делёная волна». Для шоссе такие покрышки, конечно, не подходят.

Ещё более специальная модель — грузовые шины для карьерной техники. Такие условия особенно тяжелы для авторезины, потому что в карьерах очень неровный рельеф местности, включая дороги. Повсюду камни с острыми углами, ямы, а то и глубокая грязь. Сюда отлично подходят покрышки с расширенной боковой частью протектора и относительно небольшой шириной профиля — 315 мм. Главная особенность — мощное армирование бортовой части резины, оно позволяет выдерживать нагрузки до 4 тонн на 1 колесо.

Классификация грузовых шин

Производители покрышек для грузовой и специальной техники следуют общепринятой маркировке продукции. Например, на шинах можно увидеть следующие буквенные коды:

  • F — предназначены для рулевой оси;
  • D — устанавливаются на ведущие колёса;
  • T — шины для прицепов и полуприцепов;
  • Z — остальные, универсальные покрышки.

Также существует разделение в зависимости от типа дорог, на который рассчитана конкретная модель покрышек:

  • N — для зимних дорог;
  • E — подходит для обычных;
  • А — трассы и магистрали;
  • Y — грунтовые дороги.

Впрочем, этой маркировке следуют далеко не все производители, а некоторые из них могут использовать свою отдельную классификацию, как это делает, например, Michelin. Поэтому лучше обращать внимание на тип протектора покрышки.

Так, шины на прицеп и полуприцеп отличаются самым простым устройством. Канавки протектора неглубокие, продольные, симметричные — они нацелены на единственную задачу: свести к минимуму силу сопротивления качению. Это делается для сокращения потребления топлива. Больше ничего от таких шин не требуется.

Покрышки для рулевой оси тягачей имеют глубокие продольные борозды протектора для хорошего отвода воды. Также шины очень жёсткие и прочные, ведь от них зависит управляемость и тормозной путь грузовика. Зимние и дождевые варианты также покрыты поперечным рисунком протектора.

Ведущие колёса нуждаются в отличном сцеплении с дорогой как для движения, так и для торможения. Поэтому протектор на них делается очень крупным и сложно изрезанным, особенно это актуально для карьерной и строительной техники. У магистральных тягачей рисунок попроще.

Обычно такая узкая специализация характерна для резины верхнего ценового сегмента. В целях экономии чаще всего покупают универсальные шины, которые по мере износа меняются по кругу. На таких покрышках протектор можно условно разделить на радиальный и диагональный. У каждого типа есть достоинства и недостатки.

Шины с диагональным протектором проще и дешевле, боковая часть у них жёстче и прочнее. Но их эксплуатационные свойства почти во всём хуже: выше расход топлива, не такая хорошая управляемость и способность к торможению.

Радиальные покрышки же хорошо держат дорогу, меньше нагреваются и деформируются, более эластичны и грузоподъёмны. Минусов всего два: более высокая цена и ослабленная боковая стенка. На таких шинах нужно быть осторожным при езде по бездорожью, и особенно — в глубокой колее.

Купить грузовую шину цена которой может запросто превышать стоимость одного комплекта для легкового авто не так просто, необходимо правильно подобрать слойность и нагрузку, а так же немаловажную роль играет протектор шины.

После оформления заказа
с вами свяжется наш менеджер
для уточнения условий
оплаты и доставки

Грузовые шины — виды, устройство, классификация. Как выбрать?

Практически весь грузовой колёсный транспорт эксплуатируется на пневматических покрышках. По дорогам страны ежедневно колесят сотни тысяч самосвалов, рефрижераторов, автобусов и других представителей крупной техники. При этом, грузовые шины испытывают колоссальные нагрузки не только от массы самого ТС и перевозимых тяжестей, но и от условий эксплуатации (шоссе, бездорожье, карьер и прочее). Поэтому резина классифицируется на несколько видов. Иногда транспорт не «глушится», трудясь круглые сутки в 3 смены. Чтобы выдержать суровый темп эксплуатации, к покрышкам предъявляется целый ряд требований, среди которых главные: прочность, износостойкость и безопасность.

Классификация грузовых шин по типу техники

Вся жизнедеятельность человека сопровождается: транспортными перевозками, строительством, добычей ископаемых, освоением территорий и другое. Естественно, что техника используется разная, так как задачи отличаются по своему роду. Например, пассажирский автобус не будет перевозить продукты, а строительный самосвал не поедет работать в топи Ямала. Поэтому, грузовые шины производятся для разных категорий техники.

Вот её краткий перечень:

  • автобусы;
  • самосвалы (включая карьерные);
  • строительные краны, экскаваторы и погрузчики;
  • прицепы, полуприцепы, платформы и тралы;
  • автопоезда и бензовозы;
  • лесовозы.

Автобусы, самосвалы, автопоезда, бензовозы и прицепы, в большей степени эксплуатируются по дорогам общего пользования, т.е., по ровному асфальту. Карьерные грузовики, лесовозы, экскаваторы и погрузчики могут быть задействованы на пересечённой местности, где для шин требуется вездеходный протектор. Для строительной техники, которая передвигается по агрессивной поверхности, выпускают особенно прочные покрышки.

Классификация по условиям эксплуатации

С учётом разных эксплуатационных условий и технических характеристик транспорта, шины для грузовых автомобилей разделяются на 6 типов:

  • Шоссейные – предназначены для эксплуатации по скоростным дорогам с твёрдым покрытием, которым преимущественно является асфальт. Обладают неагрессивным протектором, что обеспечивает качественное сцепление в пятне контакта, небольшой расход топлива, хорошую динамику и торможение.
  • Региональные (универсальные) – предназначены для эксплуатации, как по асфальтированным, так и по просёлочным дорогам и даже по лёгкому бездорожью.
  • Городские – комбинированные покрышки, сочетающие характеристики шоссейной и универсальной резины. Обладают повышенной износостойкостью, так как подвержены частым разгонам, торможениям и остановкам.
  • Зимние – предназначены для эксплуатации с ноября по апрель. Бывают шипованными и фрикционными. Второй вариант наиболее распространённый.
  • Внедорожные – эксплуатируются на пересечённой местности. Обладают прочным вездеходным протектором.
  • Строительные – используются на самосвалах, кранах, погрузчиках и экскаваторах. Оснащаются прочной беговой частью и имеют усиленный каркас.

Классификация по условиям эксплуатации, позволяет владельцу техники выбрать максимально подходящую грузовую шину.

Виды рисунка протектора

Рисунок протектора – это важный элемент покрышки, от свойств которого зависят ходовые характеристики машины. Как и на легковых колёсах, рисунок грузовых «скатов» делится на 4 вида:

  • Симметричный – более распространённый, так как позволяет установить шины на любую сторону и ось. Как правило состоит из радиальных рёбер жёсткости и каналов, обеспечивающих прекрасную курсовую устойчивость. Такой протектор легко восстановить (нарезать).
  • Симметричный направленный – беговая часть скомпонована из диагональных блоков и желобов, расходящиеся от центра к боковинам. В среде автомобилистов называется «Ёлочка». Хорошо эвакуирует воду из пятна контакта, исключая аквапланирование, и эффективен на просёлке.
  • Ассиметричный – это рисунок из разных элементов по обе стороны протектора. Чаще всего используется для региональных (универсальных) шин, так как позволяет ездить по асфальту и грунтовке. Допускается установка на любую ось.
  • Ассиметричный направленный – это рисунок, где одна сторона протектора имеет направленные диагональные блоки и желоба, а другая область состоит из радиальных каналов и рёбер жёсткости. Обладает отличными ходовыми характеристиками на шоссе, такими как: управляемость, торможение и манёвренность.

Разный рисунок протектора способен наделить один и тот же автомобиль различными ходовыми свойствами, где: тяга, проходимость и расход топлива будут сильно розниться.

Осевое деление грузовых шин

Грузовой автомобиль – это большое транспортное средство, которое передвигается по дорогам общего пользования и является угрозой для других участников движения. Чтобы обеспечить машине качественные ходовые характеристики, инженерами было разработано несколько видов покрышек для установки на разные оси. Таким образом, грузовые шины подразделяются на 4 группы:

  • Ведущие.
  • Рулевые.
  • Ведомые (для прицепов).
  • Универсальные.

Ведущие покрышки устанавливаются на мосты тягача. Протектор обеспечивает качественное сцепление с дорогой благодаря крупным блокам беговой части. С ними машина эффективно набирает скорость, а тормозной путь не продолжительный, так как блоки продуктивно поглощают инерцию. Ведущая резина обозначается литерой «D».

Рулевые шины устанавливаются на переднюю ось. Как правило это покрышки с симметричным рисунком протектора из радиальных рёбер жёсткости и каналов, обеспечивающих качественную курсовую устойчивость и чувствительный отклик на команды рулевого колеса. Обозначаются литерой «F».

Ведомые (для прицепов) – это резина довольно схожа с рулевыми покрышками по рисунку протектора. Дальнобойщики называют такие колёса «бананы». Имеют высокую грузоподъёмность и низкое сопротивление качению. Обозначаются литерой «Т».

Универсальные шины – могут быть установлены на любую ось автомобиля, как рулевую, так и ведущую. Обладают повышенной износостойкостью и жёсткостью конструкции. Как правило, рисунок протектора здесь асимметричный и грубый. Обозначаются литерой «Z».

Виды конструкций

Для грузовиков выпускаются шины 2-х конструкций: диагональные и радиальные. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Диагональная покрышка собирается из нескольких слоёв корда, укладываемых в перехлёст, т.е., крест-накрест. Это устаревшая технология, но для грузовых покрышек ещё применяется. Такие колёса относительно дешёвые, но при этом довольно прочные.

  • Преимущества:
    • простая конструкция;
    • комфортные;
    • прочные.
  • Недостатки:
    • деформация протектора;
    • неважные ходовые характеристики;
    • увеличенный расход топлива (в сравнении с диагональными аналогами).

Очень часто, диагональные покрышки ставят частники на самосвалы, для работы в черте города, что для предпринимателя рентабельно.

Радиальные шины состоят из замкнутых нитей корда. Брекер (широкий подпротекторный пояс) из стальных волокон диаметром 0,15 – 0,30 мм укладывается в 2-3 прорезиненных слоя. Такие колёса достаточно прочные и долговечные. Но есть покрышки с исключительно капроновым и текстильным каркасом, без металла.

  • Преимущества:
    • хорошие сцепные качества, так как протектор не деформируется;
    • высокая прочность;
    • более высокие индексы нагрузки и скорости;
    • эластичность;
    • безопасность;
    • хорошая управляемость.
  • Недостатки:
    • высокая цена (в сравнении с диагональными аналогами);
    • уязвимость боковых профилей.

Диагональные шины охотно приобретают компании для магистральных автопоездов и междугородных автобусов.

Типоразмеры

Типоразмеры грузовых шин обозначаются 3 способами: европейским, западным и российским, которые выглядят так:

  • Европейский: 285/80 R5 (ширина мм, высота профиля %, посадочный диаметр в дюймах).
  • Западный: 70 х 25 R22.5 (диаметр шины, ширина профиля и посадочный диаметр в дюймах).
  • Российский: 18.00-25 (ширина профиля и диаметр обода в дюймах).

Сведения о размерах традиционно наносятся на боковой профиль колеса. В последнем случае, маркировка применяется к диагональным шинам.

Индексы нагрузки и скорости

Производитель наносит на покрышки индексы максимальной скорости и нагрузки. Для первого значения используются латинские буквы: E – 70, F – 80, G – 90, и J – 100 км/час. При отсутствии индекса скорости по умолчанию принимается максимум 110 км/час.

Индекс нагрузки маркируется цифрами от 0 до 279. Показатели в кг или тоннах определяются по специальной таблице. Так, индекс 146 =3т, 164 = 5т, 180 = 8 т, и т.д. Если цифры проставлены через слэш, например, 146/146, то это параметр для спаренной ошиновки.

Правила эксплуатации и хранения

Чтобы колёса прослужили как можно дольше, требуется их правильно эксплуатировать и хранить. Во время использования шин, рекомендуется:

  • ежемесячно проверять давление;
  • производить межосевую перестановку;
  • балансировать через каждые 40-45 тыс., км пробега;
  • регулярно инспектировать износ протектора.

Плановое обслуживание покрышек поможет продлить им ресурс до 100 тыс., км. При остаточной глубине протектора 1 мм (грузовики), 2 мм (прицепы) и 1,6 мм (автобусы) – шины необходимо заменить или отреставрировать. Для последнего существуют технологии наварки и нарезки протектора. В первом случае на колесо устанавливают новую протекторную ленту при помощи вулканизации, а во втором – углубляют каналы регрувером (специальный инструмент). Некоторые шины восстанавливаются по 3-4 раза, а их общий пробег достигает 450 тыс. км.

Хранение – это ещё один пункт, который способен продлить ресурс покрышкам. Резину можно складировать в стопки или держать вертикально. В помещение должно быть сухо, без проникновения прямых солнечных лучей. Нельзя складировать шины рядом с машинными маслами и источниками химических паров (растворители, краски, кислота для АКБ).

Существует несколько разновидностей грузовых шин, предназначенных для эксплуатации на автобусах, самосвалах, тягачах и прицепах. Покрышки классифицируются по условиям применения: шоссе, просёлок и бездорожье. Владелец легко подберёт колёса, учитывая характеристики эксплуатации. При должном хранении, регулярном уходе и своевременном восстановлении – резина способна пробежать рекордные 450 тыс. км.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: